ИЕРИХОНСКАЯ ТРУБА ЗОВЕТ - 3
Мы были в Иерихоне солнечным днем, а над городом легким облачком висела половинка луны. На арабском Иерихон - Ариха, на иврите - Иерихо. Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них Иерихон – от "яреах" (ивр.) – луна, по другой – "реах" (ивр.) - запах, что вполне обоснованно, так как в древние времена здесь выращивали пряные и благовонные растения. То есть, Иерихон - лунный город, или город запахов (Иерихон с Михаилом Королем. Часть 3). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, проходит через долину, так называемую пустыню Иерихонскую. Таков рельеф местности в результате разлома земной коры миллионы лет назад. По этой же причине Иерихон — самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря).
Иерихон - город Пальм. Такое упоминание Иерихона встречается часто, и связанно это с выращиванием здесь большого количества финиковых деревьев (однако эта трактовка не связана непосредственно с названием Иерихона).
Справа на снимке - стела, посвященная луне. Традиционно общепринятым символом Ислама на сегодняшний день принято считать полумесяц, который отражает приверженность мусульман лунному календарю. Считается, что принятием символа мусульмане обязаны основателю Османской империи Осману (Усману), увидевшему сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого; Осман воспринял этот сон в качестве доброго предзнаменования, и решил сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии. В доисламские времена полумесяц был символом культа лунного бога, как в Аравии, так и повсюду на Ближнем Востоке. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц помещен над головой божества, что в символической форме обозначает лунного бога. Так или иначе, но из-за процветавшего здесь культа Луны, Иерихон считают также городом Луны.
Греческая церковь святого Елисея
За 10.000 лет существования города сменялись правители и религии. В начале византийского периода (IV в.), когда христианство стало официальной религией Римской империи, Иерихон стал для пилигримов местом обязательного паломничества. В VII в., с началом арабских завоеваний, паломники перестали посещать Иерихон. В 9 в. Иерихон пострадал от сильного землетрясения, что привело к его упадку. В 1099 году город без боя сдался крестоносцам, и вновь тут расцвела торговля, появились паломники. В конце XII в., когда мусульманский полководец Саладин послал армию завоевывать Иорданскую долину, Иерихон вновь сдался без боя. Снова город пришел в упадок. Цветущая земля покрылась терновником. Во время английского мандата Русская православная патриархия построила гостиницу для паломников, францисканцы - капеллу. Во все времена через Иерихон продвигались войска, шли паломники и торговцы. При раскопках древнего Иерихона археологи обнаружили 23 слоя цивилизации. Впервые израильтяне завладели городом под звуки
"Иерихонских труб" 3500 лет назад. В эпоху судей Иерихон попал под власть моавитянского царя Эглона, а в эпоху царя Давида вновь стал израильским городом. Спустя века, во время Шестидневной войны, Иерихон отошел к Израилю. Город вновь оказался на перекрестке торговых путей. Были построены школы и гимназии. 60% населения было занято в сельском хозяйстве. С 1994 года Иерихон входит в состав Палестинской автономии. Местные жители заняты сельским хозяйством и туристическим бизнесом. Ныне Иерихон - город разных религий: действующие мечеть, католическая и греческая церкви. Есть в Иерихоне и две синагоги. Возможно, удастся когда-нибудь увидеть действующую синагогу "Шалом аль Исраэль" ("Мир Израилю"). Сегодня разговор о другой синагоге, вернее, о том, что от нее осталось
Синагога в Нааране В VI-VII веках в Иерихоне была крупная еврейская община, но исключительно еврейским был город Нааран (נַעֲרָן), расположенный в 5 км от Иерихона. В ТАНАХе Нааран упоминается как город на границе владений колена Эфраима с Бенъямином и Менаше. В Талмуде упоминается о разногласиях жителей Иерихона и Наарана. Жизнь Наарану дали два источника, бьющих на противоположном от него склоне ущелья. Воды подавались в город по акведуку. Один из источников, - Дьюх, сохранил название крепости Маккавеев - Дук, останки которой находятся на близлежащем холме.
К синагоге ведет грунтовая дорога, постепенно переходящая в тропу
Слева видна гора Искушения
Справа нас "сопровождают" цветущие кустарники среди колючей проволоки
Под навесом - раскопки синагоги
Древний город Нааран находился на дороге, спускающейся с гор Самарии в Иерихон. Он упоминается в Танахе в книге Иеошуа (16:7) под названием Наарата и в книге Диврей а-Ямим I (7:28), а также в более поздних источниках. В период Хасмонеев Нааран носил название Шломи в честь царицы Шломцион. Нааран продолжал существовать и в период завоевания Эрец-Исраэль арабами. Есть мнение, что город был разрушен землетрясением 748 года. Еврейская община Наарана существовала, вероятно, до X века.
В 1969 году это место было ограждено и снабжено навесом. Еще до обнаружения Наарана были предположения, что в этих местах должно быть древнее еврейское поселение. Однако город Нааран и его синагога были обнаружены не в результате археологических раскопок, а случайно, причем дважды. В 1918 году, во время Первой Мировой войны, взорвавшийся турецкий снаряд вскрыл древний культурный слой. Далее, уже при раскопках, произведенных доминиканскими монахами в 1921 году, были обнаружены руины синагоги VI века н. э. Часть мозаики была перевезена в доминиканский монастырь в Иерусалиме, в частности, изображение, напоминающее кадило в современных церквях. Вскоре обнаруженные объекты были засыпаны песком, и место было забыто. В 70-е годы Нааран был открыт ещё раз - солдатами израильской армии на учениях. При раскопках были обнаружены металлические инструменты, посуда и монеты периода Второго храма — ранне-арабских завоеваний. На сегодня от синагоги площадью более 100 квадратных метров практически ничего осталось, кроме основания с мозаичным полом. Часть мозаики - изображение меноры и текстом освящения на арамейском языке, призывавшая помнить доброе имя поддерживавших это святое место, - была перевезена в Музей Израиля в Иерусалиме. Другие фрагменты мозаики, содержащие изображения Ковчега Завета и надписи на арамейском языке были помещены в музей Библейской Школы и в музей Рокфеллера в Иерусалиме. И это - справедливое решение: в мае 2012 года вандалы черной краской нарисовали свастику прямо на мозаичном полу...
Чтобы пройти на территорию синагоги, мы... сняли ворота с петель (уходя, не забыли водрузить их на место) Профессор Цви Илан, археолог, подробно описал, что было обнаружено в синагоге и какие были изображения на мозаике: иудейская символика, геометрические фигуры, растения, животные, птицы и корзина с фруктами.
5 сорняк в мозаике Здание синагоги включало в себя двор (атриум), облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений и было направлена на юго-запад, строго в сторону Иерусалима.
Остатки основания
Согласно Цви Илану, мозаика, расположенная в центре молитвенного зала, состоит из четырёх частей. Синагога ориентирована на Иерусалим. На этом месте, по всей видимости, располагался шкаф для хранения свитков Торы (арон а-кодеш). Под ним было изображение двух львов, а также надпись: "Шалом, Даниэль" - вероятно, попытка рассказать библейскую историю о пророке Даниэле, брошенного во львиное логово.
В южной части синагоги - фигуры двух газелей в цветах. Газель - символ народа и земли Израиля (Эрец а-цви).
Чтобы рисунок проявился контрастней, мозаику побрызгали водой. Газель (צבי - цви) с древности считалась символом красоты и ловкости. "Цви", "цвия" на иврите означает еще и "любимый", "возлюбленная". Об этой паре газелей можно сказать "неравный брак": поразительная разница изображений этих животных
Газель слева - словно живая, изображена четкими линиями
Газель справа - словно небрежный или сделанный детской рукой рисунок ("написал, словно курица лапой"). Да и вместо ног - - не то птичьи лапы, не то костыли. Кстати, и в других местах в мозаике профессиональная работа чередуется с довольно грубой "халтурой". Есть несколько версий, предполагающих, почему это так. В том числе: более качественная мозаика была сделана раньше, и по какой-то причине повреждена, а позже тот, кто восстанавливал ее, не обладал уровнем мастерства своего предшественника. Есть и такая версия: не силы природы и не естественное старение были причиной повреждения, а галахический спор внутри самой общины. Дело в том, что в I в. до н.э. – II в. н.э. синагоги украшались только геометрическими и растительными узорами. Все изображения живых существ ассоциировались с язычеством, и поэтому ни в еврейском доме, ни в синагоге им не было места. Период с IV по VII века стал эпохой расцвета синагогального искусства. Любимыми среди многочисленных мозаик и фресок были мотивы, прославлявшие стойкость веры - жертвоприношение Ицхака, Даниэль со львами, а также темы связанные с памятью о Храме. Возможно, изображение газели (как и лица персонажей) в мозаике были разрушены в VIII веке, под влиянием еврейского движения "бунтарей"-иконоборцев, центр которого был в Галилее (хотя не все ученые склоняются к тому, что такое движение вообще существовало).
Пояс созвездий зодиака. В центре была фигура женщины, восседающей в колеснице, запряженной четверкой лошадей. А средняя, центральная часть мозаики, - 12 знаков Зодиака, расположенных вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца. "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли", - гласит вторая заповедь. "Не поклоняйся им и не служи им" - продолжение заповеди. Именно этим продолжением объясняют ученые обнаружение древних синагог позднее-римского и византийского периодов с мозаичными полами, изображавшими знаки зодиака.
Каждый знак Зодиака сопровождается надписью на иврите. В левом углу написано "Сартан" (Рак), видны щупальца рака
"Шор" (Телец)
С внешней стороной круга расположены символические изображения четырёх времён года. Тевет, Тишрей, Нисан, Тамуз - такие название месяцев еврейского календаря обнаружил Цви Илан
По сохранившимся лапам можно догадаться, что здесь было изображение какой-то птицы
К сожалению, сейчас доступ в Нааран затруднён тем, что это место находится в зоне А. Увы, евреи здесь бывают редко. Увы - постоянными обитателями стали голуби...
Территория синагоги в цвету
Становление Иерихона центром древнего мира объясняется его положением на пути международной торговли, а также богатством ресурсов Мертвого моря и обилием растительных культур. Об Иерихоне упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. Благодаря уникальному климату и множеству родников в горах, вода которых стекает в долину, здесь и сегодня высаживают различные тропические и субтропические культуры.
Напротив синагоги - банановая плантация
Иерихон славится своими фруктами - бананами, манго, папайей и финиками. За городом и даже в черте города много полей, засаженных овощами. А на одном участке увидела такую экзотику: капустные грядки под пальмами.
Иерихон не раз разрушали и восстанавливали, но всякий раз город смещался относительно прежнего места. Это связывают с тем, что после завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие против того, кто дерзнет его восстановить. В Иерихоне, где была "вода нехороша и земля бесплодна", Элиша (Елисей) сотворил чудо, оздоровив воду, после чего и земля стала плодоносить. Сегодня журчащие водой каналы можно увидеть в зоне отдыха с древним акведуком Эйн-Дьюк, источником в западной части Иерихона. Вместе с тем, город не имеет никаких канализационных инфраструктур. Использованная, или так называемая "техническая" вода, сливается в отстойники.
До свидания, город с величайшей историей, падениями и взлетами! Мира и процветания тебе, город пальм, луны и благовоний!
Михаилу Королю m_k - низкий поклон за знакомство с Иерихоном
Комментариев нет:
Отправить комментарий