Мы направляемся на север Израиля, в Галилею, в гости … к черкесам. Вскоре в черкесских поселениях откроется традиционный фестиваль "Кфар бикартем?" (игра слов – «Уже посетили?», либо «Деревенские встречи?»). Посетителей познакомят с народными танцами, традиционными блюдами черкесской кухни и укладом жизни израильских черкесов. Вход свободный
Накануне традиционного фестиваля "Кфар бикартем?" группа журналистов побывала в Галилее, чтобы воочию увидеть, как живут в Израиле черкесские и друзские общины, а также понаблюдать за подготовкой к празднику. День открытия фестиваля в Кфар-Каме — 23 июля.
Шы
Да, верно: в русском языке "жи" и " ши" пишутся через "и", авторы не забыли грамматику. Но мы говорим о черкесах, язык которых весьма своеобразен. Первый адыгейский букварь был на арабском письме (1918 год). В связи с процессом латинизации адыгейский алфавит был перенесен на латинскую основу (1927).
В 1938 году адыгейский алфавит был перенесен на кириллицу. Этот алфавит используется до настоящего времени.
Однако это не означает, что написанное на адыгейском легко прочесть, а, тем более, понять. Например, слово "адыги", известное многим, означает "сильный". Черкесы – то ли лукавят, то ли всерьез считают, что все человечество первые слова произносит на адыгейском языке: "уа" и прочие звуки, слышимые от младенцев, у черкесов имеют свое значение.
Многие слова в адыгейском звукоподражательные. Например, пчела (которая, понятное дело, жужжит) – «жи». Если черкес произнесет "ха", это вовсе не означает, что он насмехается над вами. В переводе с адыгейского "ха" — это собака.
Слово «брат» на адыгейском произносится «шы». Лошадь – тоже «шы», так как она для черкесов – словно брат. Этимология некоторых слов утеряна. Неизвестно, почему, но слово «продавать» тоже произносится «шы», так же произносится слово «кожа». Предложение «брат продал лошадей» звучит: "шы шы шы". Пишутся эти слова по-разному, и часто смысл приходится устанавливать по контексту или написанию.
Алфавит черкесов, состоящий из 64 букв, включает почти все современные буквы русского алфавита, букву i, а также так называемые диграфы (сдвоенные или даже строенные на письме буквы, передающие один звук: т͡л, п͡л, т͡х, i͡e, у͡а, у͡о, ю͡ё).
Жителям черкесских деревень важно, чтобы дети знали язык их предков. Его изучают в школах Рихании и Кафр-Камы, начиная с 6-го класса. Преподавание ведётся на иврите, Изучение родного адыгейского языка является обязательным, кроме того в качестве иностранных преподаются арабский и английский.
Арабский язык помогает черкесам углубляться в религию, так как на этом языке написан Коран, священная для них книга.
Черкесы, лихие всадники, уважают одну силу "шы", хотя вполне современно пользуются десятками лошадиных сил авто.
Свои национальные обычаи черкесы соблюдают и чтут по сей день. Всадник, чтобы показать, что он не представляет угрозу идущей навстречу женщине, должен спешиться, пропустить ее, и только после этого продолжить свой путь.
Черкесы (самоназвание адыги) – древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история корнями уходит далеко вглубь веков. Черкесов вытесняли в горы, выгоняли с насиженных земель, подавляли превосходящей силой. Но народ всегда объединяла национальная сплоченность, национальная солидарность, при этом черкесы никогда и никому не подчинялись, кроме собственных законов. Израильские черкесы являются частью абхазо-адыгской (западно-кавказской) группы. Историческая родина черкесов — Западный Кавказ, черкесы боролись с Россией в течение длительного, почти 60-летнего периода Кавказской войны, за это время было убито 1,5 миллиона черкесов. После разгрома Шамиля Кавказский корпус разгромил черкесов и вынудил их сдаться в 1864 году. Многие черкесы были убиты или изгнаны из России.
Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах разных стран. Особенно много черкесов осело в Турции. Сотни тысяч черкесов, пополнявших ряды эмигрантов в этой стране, очень тесно столкнулись с туркизацией, однако смогли не только выжить, но и сохранить своё этническое лицо на чужбине.
На севере Израиля было основано три черкесских поселения. Одно из них, названное Черкесия, не сумело выстоять. Два других существуют по сей день: Кфар-Кама (поселение основали, в основном, черкесы шапсугского колена в 1876 году) и Рехания (поселение основали, в основном, черкесы абадзехского колена в 1880 году; всего у черкесов 12 колен). Черкесы Израиля являются умеренными мусульманами-суннитами. Как правило, черкесы делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. На сегодняшний день в Израиле насчитывается около 5 000 черкесов, и нынешняя молодежь — уже седьмое поколение израильских черкесов. Черкесы всегда отличались мужественностью и воинской доблестью. С 1956 года черкесы стали поступать на службу в ЦАХАЛ, Погранвойска (МАГАВ) и другие израильские силовые структуры.
95% черкесов призываются в ЦАХАЛ. В настоящее время в израильской полиции и пограничных войсках служат 85 жителей обеих черкесских деревень – Рихании и Кфар Кама. В главном Управлении тюрем служат 16 черкесов. Работают они в Пожарной охране. Те, кого не призывают в ЦАХАЛ, проходят альтернативную службу ("шерут леуми").
Испокон веков черкесы занимаются сельским хозяйством. В первой половине ХХ века черкесы установили хорошие отношения с еврейскими переселенцами из России, обосновавшимися в Галилее. В 1930-40 годах черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан, несмотря на преследования британских властей. И сегодня жители черкесских деревень весьма лояльно относятся к нашей стране.
Черкесские деревни поистине уникальны как с исторической, так и с этнической точки зрения. Прогуливаясь по улицам, вы узнаете от профессиональных гидов много интересных подробностей о самобытном народе.
У черкесской культуры немало особенностей.
Одна из них, что называется, бросается в глаза: невероятные чистота и порядок – как в домах, так и вокруг них. Черкесы сознательно ограждают свои дома низкими заборами, словно приглашают: посмотрите, как у нас чисто и ухожено! Дома утопают в зелени, дворы, подъезды облагорожены цветами.
Нет праздник без сыра
В адыгском языке нет слова "голодный". "Я умираю от голода", - так говорят черкесы. А те, кто хоть раз побывал в черкесских деревнях, сразу вспоминают местные сыры, и тот факт, что хлебосольные черкесы обильно угощают. Так что никто не остается голодным, и, тем более, не умрет от голода.
Сыры, как часть культуры национальной кухни, изготавливают здесь по древним рецептам, которые к счастью, не были утеряны за минувшие два с лишним столетия, – с тех пор, как черкесы поселились в Галилее. Твердые и мягкие, жирные и малокалорийные, соленые и пресные, – сыры, разумеется, изготавливаются без консервантов и каких-либо добавок.
А чебуреки с сыром - нежное, изысканное блюдо.
В рамках фестиваля можно посетить ферму, где обитают "производители" сыра.
В Кфар-Каме стоит посетить сыроварню "Эльбрус", которая недавно открыла свой магазин-бутик на территории Центра черкесского наследия. (Открыто с 10 до 17, тел. 055-6619799).
И детям, и взрослым наверняка понравится картинг - недавно открытый в Рихании атракцион
В программе фестиваля
Черкесские танцы – элемент культуры, дошедший до наших дней в практически не измененном виде. Израильские черкесы активно развивают связи с соплеменниками в Турции и на Кавказе. Чтобы сохранить культуру, проводят фестивали, приглашая коллективы с Кавказа.
Изначально черкесы были язычниками, именно в те времена зарождались все черкесские танцы. По традиции, в черкесских танцах юноша не имел право прикасаться к девушке, отводить от неё глаза или дурачиться. Чтобы правила не нарушались, всегда присутствует наблюдатель за ходом танцев, "хатияко".
Танцы – это и способ ухаживания за девушкой. Если она дает понять, что принимает ухаживание, то дальнейшие встречи пары продолжаются три года на пороге дома девушки, и только тогда юноша может сделать ей предложение.
Во второй половине июля, в дни уик-энда, вас как всегда ожидает красочный праздник, наполненный радостью и интересным содержанием.
Первая часть фестиваля пройдет в Центре черкесского наследия в Кфар-Каме. Посещение центра включает просмотр короткого фильма об истории черкесов и прогулку с гидом по музею . Будут организованы экскурсии по деревне. Вас ждут народные танцы, национальная еда и знакомство с национальным наследием израильских черкесов.
Каждый день фестиваля на территории музея будут устраиваться танцевальные представления (в 11:30 и 15:30). Не пропустите! Танцы энергичны и захватывающи, наряды красочны, целая история любви между мужчиной и женщиной передается в танце.
(Обычно Центр черкесского наследия работает семь дней в неделю, практически круглый год. Посещение центра вне рамок фестиваля платное: 20 шек. для взрослых, 15 шек. для детей старше 6 лет).
Подробнее о Центре черкесского наследия можно прочитать в материале "Вокруг Тавора — черкесский музей".
Апогей фестиваля — 25 июля. В этот день в 20:00 в Матнасе Кфар-Камы состоится центральное представление фестиваля. Черкесские танцы исполнит ансамбль "Акадми" из Иордании и местный танцевальный ансамбль Кфар-Камы "Тифса".
Фестиваль пройдет в Кфар-Каме с 23 по 25 июля, 9:30-17:30. Для дополнительной информации звоните в информационный центр местного совета по тел. 04-6317744.
Спустя неделю после фестиваля в Кфар-Каме, с 29 по 31 июля фестиваль пройдет в черкесской деревне Рихания.
Здесь в фестивале будет участвовать все тот же ансамбль "Акадми" из Иордании, а также местный ансамбль из Рихании "Ушха мафа".
Апогей фестиваля — в четверг 30 июля в 20:00 на территории молодежного клуба.
Во время фестиваля пройдут танцевальные представления, а также уроки черкесских танцев, мастер-классы по приготовлению "халюж" — черкесских чебуреков с сырной начинкой. С 10 утра будет открыт картинг.
В музее черкесского наследия в Рихании проведут лекции — в 11:00, 13:00, 15:00.
В разных местах деревни будут установлены лотки с едой, рестораны и кафе будут открыты.
В дни фестиваля вас ожидают бесплатные экскурсии по старой части деревни, которая была построена в виде защитной стены. Там же вам покажут уникальную с точки зрения архитектуры мечеть. Бесплатный экскурсии требуют предварительной записи.
Для дополнительной информации о мероприятиях фестиваля в Рихании — Шауки Хон — тел.050-5203146, на сайте havaia.co.il, страница в ФБ
Полнокровный отдых в циммерах
[caption id="attachment_151517" align="alignnone" width="800"] Детская[/caption]
[caption id="attachment_151516" align="alignnone" width="800"] Спальня[/caption]
[caption id="attachment_151518" align="alignnone" width="800"] Салон[/caption]
Из Рихании до Хермона – рукой подать, как и к другим достопримечательностям Верхней Галилеи. Рядом – легендарная гора Тавор, до библейского Назарета – 9 километров. Кинерет, Гора Гильбоа, Изреэльская долина… Все эти места можно посетить за несколько дней, если остановиться в циммерах гостеприимных и дружелюбных черкесов.
Подробная информация о фестивале "Кфар бикартем?":
www.havaia.co.il
www.jabel.org.il
Журналисты посетили также друзскую деревню Далият Эль Кармель. Об этом — в следующей публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий