среда, 19 августа 2015 г.

"Заколдованный замок" сэра Вальтера Скотта



Эбботсфорд-Хаус (Abbotsford House) — поместье знаменитого писателя Вальтера Скота, построенное по его же проекту. Находится на юге Шотландии, в районе Мелроуз. Заброшенную ферму он превратил в монументальный замок с роскошным садом и тенистыми рощами



Вальтер Скотт – один из тех редких писателей, у кого форма исторического романа не стесняла художественность изображения. Глубокий знаток «средневековых древностей» и к тому же величайший художник, он умел как никто оживить события, покрывшиеся пылью времен. Страсть к средневековью заставила Вальтера Скотта настолько вжиться в образ, что он сумел участок, весьма красноречиво именуемый "Грязное Логово" (Cartleyhole) — маленькая ферма, амбар, огород, луг на берегу реки Твид, утиный пруд — превратить за 12 лет, начиная с 1811 года, в роскошное имение, готический замок Эбботсфорд, украшенный на средневековый манер.













Архитекторы вынуждены то и дело вносить изменения в первоначальный проект в соответствии с постоянно меняющимися творческими планами неугомонного сэра Вальтера. Так, если к 1816 г. к дому должны были пристроить всего 4 комнаты, то к 1818 г. уже было очевидно, что этим дело не ограничится – поместье разрасталось "не по дням, а по часам".



На новых землях появлялись и новые постройки. В них хлебосольный хозяин поселил своих друзей, обеспечив им комфорт и безбедную жизнь, а себе – всегда приятную компанию.


Уже проживая в поместье, Вальтер Скотт постоянно придумывал все новые и новые детали как самого замка, так и окружающей его территории. Каждая деталь была или оригиналом, или уникальной копией именитых дворцов разных исторических эпох.




Так, было сделано большое количество башенок и балконов, резьба по дубовым элементам, как во дворце Холлируд, расписной потолок, подобный потолку часовни Росслин.


Алебастровые копии гаргулий аббатства Мелроуз


Ответственным за исполнение большей части работ был строитель Джон Смит. Он был пленен рабочим местом аббата в аббатстве Мерлоуз, и во многом скопировал его. Каминная решетка в доме Вольтера принадлежала аббату, ниши с двумя комплектами доспехов и образа святых Андрея, Петра и Павла скопированы с руин того же аббатства. Отдельные резные панели привезены из древнего аббатства в Данфермлине. Большая часть стекол в Эбботсфорде расписывалась Элизабет Терри, супругой Даниэля Терри и дочерью великого шотландского пейзажиста Александра Насмита. Главный архитектор Абботсфорда придумал буфет и ведерко для льда. Многие станковые работы иллюстрируют сюжеты, которые Скотт рассказывал своим гостям. К примеру, «Разбойничья свадьба» повествует о красивом предке Вальтера Скотта Вилли Скотте из Хардена, пойманного в землях Мюррея Элибанкского. Ему был предоставлен выбор: быть повешенным или жениться на уродливой дочери Мюррея, куоторую прозвали «клюворотная Мег».
Как писал Вольтер, «Он не терял надежды до тех пор, пока веревка не затянулась на его шее, а другой ее конец не был завязан на крепком дубовом суку. И тогда он предпочел уродливую жену настоящей петле. Говорят, что они жили очень счастливо». Великий мастер романа также был известным антикваром и коллекционером.






Среди диковинных экспонатов, развешанных на стенах, - тюремная дверь и часть стены встроены в стену дома, ключи старой городской тюрьмы Эдинбурга, упоминающейся в первых главах романа «Эдинбургская темница» (1818).






Сэр Вальтер Скотт славился как коллекционер вещей с историей, у большинства обстановки в доме она великая. Например, каминные часы Марии-Антуанетты, серебряная урна от Джона Байрона, старинная резная дверь, подарок эдинбургского городового начальства, медальон с портретом Гёте, распятие, когда-то принадлежавшее Марии Стюарт, мебель, подаренная Георгом IV, прядь волос Доброго принца Чарли, шпага герцога Монтроза...




Благодаря своей славе, Скотт получал много подарков от друзей и почитателей. Среди работ художников есть изображения не только сына, отца и родственников Вальтера Скотта, но и его многочисленной прислуги.






Надпись на медной пластинке, закрепленной к креслу, гласит: «Это кресло, изготовленное из единственного куска древесины, сохранившегося от дома Робройстона, в котором несравненный сэр Уильям Уоллес был предан смерти преступной рукой за то, что верой и правдой защищал землю своего отца, с уважением передается в дар сэру Вальтеру Скотту в знак признательности от его покорного слуги Джозефа Трейна».






Стены особняка украшают рыцарские доспехи и старинное оружие. Между гостиной и столовой находится небольшая оружейная комната, которая во времена Скотта использовалась как место для курения. Сейчас в ней размешается богатая коллекция пистолетов и сабель, среди них есть и палаш шотландских горцев. Некоторые из экспонатов связывают с именем Роб Роя, легендарного героя Шотландии, главного действующего лица одного из романов Скотта.




Продумывались практически все мелочи, даже то, как должно стоять кресло, и какой при всем этом должен быть вид из окна.







Каждый предмет, в том числе и мебели, был или оригиналом, или уникальной копией мебели именитых дворцов разных исторических эпох.


В библиотеке хранится семь тысяч из девяти тысяч книг, собранных сэром Вальтером Скоттом (на экслибрисах и многих корешках написано на латыни: Uualter Scotus). Остальные книги находятся в его кабинете, и все они в совокупности представляют широкий спектр интересов Скотта. Примечательно, что каждая книга имеет свое место, и именно то, которое определил ей Вальтер Скотт, так что библиотека выглядит точно так же, как в то время, когда книгами пользовался их хозяин. Полки сделаны из ямайского кедра, это же дерево имитирует потолок.
Скотт планировать заполнить пространство дополнительными полками, но отказался от этой идеи: «Жизни таких достойных людей, как я, часто обрываются падением со ступеней собственных библиотек». Декоративные элементы повторяют орнамент Росслинской часовни, которая находится в аббатстве Мидлотиан.


Словари и самые необходимые практические пособия Скотт хранил рядом с дверью, которая вела в гардеробную. Это давало ему возможность удаляться из кабинета незаметно для посетителей.


Камин сделан из итальянского мрамора. В библиотеке висели алые занавеси, сотканные из шерсти овец, принадлежащих Скотту (не сохранились). А сохранившийся турецкий ковер с геометрическим узором не выставляют напоказ. Огромный готический библиотечный стол полностью изготовлен в том же месте, на котором и сейчас стоит. Представлена оригинальная коллекция личных вещей знаменитых исторических личностей. Вальтер Скотт очень гордился сыном, тоже Вальтером, который служил в королевском гусарском полку, и завещал ему Абботсфорд после его женитьбы в 1821 году. В кабинете написаны последние романы Вальтера Скотта, наряду с монументальным девятитомником «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827) и «Дедушкиными рассказами» (1828 – 1831) – детской историей Шотландии, созданной для внука Джонни Локхарта.

Столовая (Dinning room)



Стиль жизни в замке также был приближен к средневековому, и Вальтер Скотт не без основания называл Эбботсфорд "жилищем, похожим на сновидение". "Заколдованный замок" – так еще называл его хозяин. При жизни Вальтера Скотта столовая была местом проведения веселых семейных праздников и званых вечеров. Гостеприимный от природы и всемирно известный писатель редко искал компании. Многие из тех, кто его навещал, оставались здесь на несколько дней, присутствуя на каждой семейной трапезе. Неизменно приветливый, теплый и радушный, Вальтер Скотт, тем не менее, в приватных беседах вздыхал о том, что «его время разбирали чайными ложечками».
Именно в этой комнате 21 сентября 1832 года, в окружении своей семьи, ушел из жизни сэр Вальтер Скотт. В 1831 году здоровье писателя резко пошатнулось, и врачи уговорили его поехать лечиться в теплые страны, куда он отправился вместе с дочерью Анной. Скотт возвратился в Эбботсфорд после годичного путешествия на Мальту, в Неаполь и Рим, и был очень слаб от болезни. Ему постелили у окна, которое выходило на Твид. За несколько дней до смерти он вдруг пошел на поправку, и попросил: «Дайте-ка мне перо и оставьте одного ненадолго».

«Он попытался сжать перо пальцами, но те отказывались слушаться, - писал его биограф Джон Гибсон Локхарт. – Перо упало на бумагу. Он откинулся на подушки. По щекам катились слезы».

"Мои дубы переживут мои лавры"














Вальтер Скотт обожал работать на лесных угодьях вокруг дома: "Я мог работать там, сажая и подстригая деревья, с утра до ночи". Прикупив болотистые вересковые пустоши, Вальтер принялся их облагораживать. Он собственноручно расчищает дорожки, садит деревья и лично занимается разработкой дизайна "дома-романа". В 1816 году площадь имения уже составляла почти 1000 акров. Почти половина поместья была засажена дубами, тополями, лесным орешником, ракитами, шотландскими вязами, каштанами, березами, шиповником и остролистом. Сам сэр Вальтер писал, что практически за каждым деревом он ухаживал сам и с уверенностью заявлял, что его дубы переживут его лавры… В приусадебном саду - невероятный подбор растений, как культурных, так и полевых. Дизайн дополняют сочные краски цветения, пряные ароматы и вкусные грядки с малиной, клубникой и овощными культурами:













Изюминкой усадьбы является луг на берегу реки Твид:













В 1820 году Скотту было даровано право называться "сэр Вальтер Скотт Абботсфорд, баронет", что он считал величайшей наградой. Но мечта Вальтера Скотта - основать род Скоттов из Эбботсфорда - не осуществилась. Сыновья его умерли бездетными. Его правнучка Мария, дочь Шарлотты Логкарт, вышла замуж за Джеймса Гоппа, который после смерти последних Скоттов взял их имя. До 2004 года замок был под патронажем семьи Скотт. В 2007 году его стал восстанавливать и обустраивать для туристов благотворительный фонд Abbotsford Trus. Недалеко от замка расположены гостиницы, построенные в одном стиле с ним, торговые центры, детская площадка, кафе. Все для того, чтобы туристы могли осмотреть замок не спеша, прогуляться по саду и насладиться великолепными пейзажами без спешки.

Не только "Айвенго" и "Пуритане"







Мемориал Вальтеру Скотту в Эдинбурге высотой в 61 метр, выполнен из песчаника, выдержан в готическом стиле. Воздвигнут в 1840 году. Украшен скульптурами героев знаменитого писателя.

В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов. Летом 1814 года увидел свет первый роман Вальтера Скотта (1771—1832) "Уэверли, или Шестьдесят лет назад". Имя автора на нем не значилось, как и на всех последующих вплоть до Собрания сочинений 1829 года. Это было связано с нежеланием автора рисковать литературной репутацией, приобретенной в качестве поэта. Затем автору понравилась игра с публикой, увлекла тайна, которую Скотт любил не только в литературе, но и в жизни. Лишь самый узкий круг друзей знал наверняка то, о чем спорила и о чем догадывалась вся Европа: кто же истинный автор романов, имеющих огромный успех и печатающихся анонимно или под псевдонимом "Автор Уэверли"? Почти каждый год был ознаменован появлением шедевра, а то и двух: "Гай Маннеринг" (1815), "Антикварий" (1816), "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818). Историческое прошлое Англии ожило в таких романах, как "Айвенго" (1820), "Монастырь" (1820), "Аббат" (1820), "Кенилворт" (1821), "Вудсток" (1826). В "Квентине Дорварде" (1823) описаны события, происходящий во Франции во время правления Людовика XI.

Сэр Вальтер Скотт считается основоположником жанра исторического романа. Успех его произведений объясняется уникальным языком, яркими, живыми описаниями и легкостью стиля. Литературный гений писателя с наибольшей полнотой проявился в романах. Творчество Скотта оказало огромное влияние на европейскую и американскую литературы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий