четверг, 26 мая 2016 г.

Козёл отпущения



Знакомая всем фраза полностью звучит так: "Козел отпущения грехов". История этого словосочетания имеет древние корни и конкретную географию: гора Азазель, она же – Мунтар.



Иудейская пустыня привлекает к себе уникальными видами, глубокими ущельями и вертикальными обрывами.
Совсем рядом находятся древние города Израиля: Иерусалим, Бейт-Лехем (Вифлеем) и Хеврон, что объясняет историческую важность этого района.


Здесь пас овец молодой Давид, здесь родина пророков Амоса и Йермияу, место где прятались еврейские повстанцы против греков, римлян и Ирода. Позднее сюда пришли христианские отшельники.


При спуске с центрального горного хребта Израиля на восток, в сторону Мертвого моря, резко меняются география и геология. В свою очередь это влияет на богатство местной флоры.

По следам Саввы Освещенного


Гора Мунтар


Мунтар (в переводе "наблюдатель" или "страж", по другой версии — "гора сбрасывания") – самая высокая точка Иудейской пустыни (524 метра).

"Козел для отпущения грехов" на иврите имеет тот же смысл, но звучит несколько иначе: "Козел для Азазеля", שעיר לעזאזל , то есть козел для черта, нечистой силы и тому подобное.
Кстати, самое страшное ругательство в идише, по сути - проклятие - ивритская фраза "Лех ле Азазель", т.е "иди к черту".

Сегодня фраза "Козел отпущения" используется в переносном смысле: так называют человека, который вынужден отдуваться за чужие прегрешения. Обычай отпущения грехов через козла существовал в древней Иудее во времена Храма,еще задолго до распространения христианства, и происходил он на горе Азазель, она же – Мунтар.

В Судный день (Йом Киппур), как описывается в книге Левит (16), первосвященник должен совершать в Храме ритуал, согласно которому бросали жребий на двух козлов – одного приносили в жертву в Храме, посвящая Всевышнему. Второго козла, предварительно "исповедав над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их", "возложив на него руки", таким образом перекладывая на козла грехи, отсылали с нарочным человеком в пустыню — Азазелю. К рогам козла привязывали лоскут красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот лоскут пополам. Одну половину вешал над воротами, а другую снова привязывал к рогам козла.


Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи.
Позже процедура отпущения грехов перешла из иудейской веры в христианскую.


Увлекательную историю горы Мунтар рассказывает экскурсовод Сергей Баландин Balandin


В византийские времена, в 450 году, здесь был основан монастырь, названный в честь императрицы Евдокии, от которого до сегодняшнего дня сохранились руины стен, цистерны, кельи.


Как Савва Освященный оказался на горе Мунтар?
Когда Савве исполнилось 30 лет, он решил отказаться от проживания в киновии, в основанном им монастыре Кастеллион, которое казалось ему роскошным. Он поселился в пещере, и в течение пяти лет жил там практически отшельником, занимаясь вязанием корзин из пальмовых ветвей. Ветви он брал в монастыре Теоктиста, который посещал раз в неделю и где встречался с монахами. Но и такая жизнь перестала устраивать Савву – он отправился осваивать пустыню. Это был долгий и практически голодный путь, когда в еду шли корешки и другие части растений. Так, бредя по пустыне, Савва оказался на горе Мунтар. Здесь ему явился ангел, указавший на грот в ущелье Кедрон. Прожив пять лет в гроте, Савва основал "Великую лавру".

Какие-то из этих растений, возможно, встречались Савве (снято на горе Мунтар в феврале 2016)


Асфодель дудчатая – Asphodelus fistulosus – עירית נבובה


Бельвалия пустынная – Bellevalia desertorum – זַמְזוּמִית הַמִּדְבָּר


Bifora testiculata - Бифора яйцевидная - חֲרִירַיִם מְצוּיִים


Torilis trichosperma (Chaetosciadium trichospermum) – Цепкоплодник (Торилис) трихосперма – שַׂעֲרוּר שָׂעִיר


Hypecoum dimidiatum - Гипекоум половинчатый - מַגָּלִית גְּדוֹלַת-פְּרָחִים




Lathyrus pseudocicera - Чина псевдонутовая - טֹפַח אָדֹם


Леонтица полевая – Leontice leontopetalum – ערטנית השדות


Мускари хорошенький – Muscari pulchellum – כדן נאה


Рейхардия тингитанская – Reichardia tingitana – תמריר מרוקני


Очиток очитковидный – Sedum sediforme – צורית גבוהה


Scorzonera judaica – Козелец иудейский – הרדופנין יהודה


Silene coniflora – Смолевка коническая – צִפָּרְנִית מְעֹרֶקֶת


Тордилиум египетский – Tordylium aegyptiacum – דרכמונית מצרית

Кедронская долина


В ущелье Кедрон находится жемчужина отшельничества Иудейской пустыни, Лавра Саввы Освященного, или Монастырь Святого Саввы, или Мар Саба. "Мар" в иврите - вежливое обращение к человеку: господин. "Саба" - это дедушка.

Итак, монастырь господина дедушки...


Лавра Саввы Освященного — православный греческий мужской монастырь на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным, — он прибыл сюда в поисках уединения.



«Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»,
- писал Иван Бунин.







В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников

У монахов в лавре был особый образ жизни. Они жили отдельно, каждый в своей пещере, и раз в неделю собирались вместе на молитву. Пещеры соединялись дорожками, или «лаврами» по-гречески, отсюда и название. В киновии главным принципом было «общежитейное» устройство, т.е монахи все жили в одном месте (по-гречески "койнос" – общий, "биос" – жизнь, общая жизнь). Этот образ жизни считался более легкой формой монашества, нежели лавра.

Первой постройкой стала пещерная церковь, основанная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера, в которой он жил, и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.


В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

"Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы"


Рядом с лаврой - так называемая «Женская башня», используется как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Бытует легенда, что эту башню построил Савва для своей матери Софии. При Савве не только башен, вообще никаких построек не было, были одни лишь пещеры. Башня была построена в 1613 году сербскими монахами при поддержке княгини принцесса Мары Бранкович, ставшей женой султана Мурада II.

Лавра – это монастырь высшего ранга. Такой статус могут получить только мужские монастыри.
Известно, что женщинам вход в Лавру святого Саввы категорически запрещен. Более того, ни одна особь женского пола из мира животных не ступала на территорию Лавры. А еще в монастыре существует категорический запрет на яблоки.
Яблоко раздора? Адам поддался искушению и надкусил яблоко. А Савва сумел устоять, когда ему выпало такое испытание, после чего дал обет больше не есть яблоки. Монахи, как известно, закаляют силу воли и духа, в том числе, по примеру Саввы, и отсутствием яблок.
В Лавре Саввы Освященного есть икона с изображением 12 апостолов, а на обратной ее стороне – надпись, повествующая о том, что принес икону в Мар Сабу в 1355 года из монастыря Кастельон монах Павел. Это последнее свидетельство о Кастельоне, основанном Саввой на горе Гиркания, на развалинах крепости.

Вот так выглядит смотровая площадка, на которой мы находимся, со стороны Лавры:



Здесь - подробности о посещение территории монастыря:

Вифлеем, город хлеба. Часть 2
Вифлеем, город хлеба. Часть 2

А вокруг нас разные растения, в том числе и такие:


Astragalus spinosus – Астрагал колючий – קדד משולחף


Astragalus spinosus – Астрагал колючий – קדד משולחף


Herniaria hirsuta - Грыжник волосистый - דַּרְכָּנִית שְׂעִירָה


Подковник одностручковый – Hippocrepis unisiliquosa – פרסה דלת-תרמילים


Стройная змееголовка - Ophisops elegans

Гиркания («Хирбет эль-Мирд»)


История крепости известна в основном из трудов историка и писателя Иосифа Флавия (I в. н.э.).
Гиркания – одно из интересных мест в Иудейской пустыне (в книгах Иосифа Флафия – Гирканион, на иврите – Горкания, הורקניה , араб. – Хирбет эль-Мирд), крепость Хасмонеев и Ирода. Остатки крепости Гиркания находятся у вершины холма, возвышающегося на 200 метров над западной частью длинной и узкой долины Гиркания, примерно в 5 км. к западу от Кумрана и в 16 км. к востоку от Иерусалима.


Считается, что это укрепление на пути из Иерусалима к Мёртвому морю было основано хасмонейскими правителями Иудеи в конце II – начале I вв. до н.э. Произошло это, по-видимому, в конце эпохи правления Иоанна (Йоханана) Гиркана I (134 – 104 гг. до н.э.), либо при его сыне Александре Яннае (103 – 76 гг. до н.э.). Известно, что она названа в честь Йоханана Горкенуса (Иоханан Гиркан), сына Шимона Хасмонея. Подобные укрепления должны были отслеживать потенциальных бунтовщиков и осуществлять связь между пограничными крепостями и столицей.

Жена Янная, царица Шломцион, хранила здесь (а также в Александрионе и Михваре) часть своих богатств. Вокруг крепости в 57-м году до н.э. шла борьба последних хасмонейских предводителей с римскими завоевателями. Вскоре римляне разрушили крепость до основания.
Греческий географ Страбон отмечает уничтожение Гиркании (а также Александрии (Александриона) и Махерона) в ходе «преследования грабителей».
Ирод заново отстроил Гирканию. При нем она получила новое предназначение. Гиркания стала печально известной, как место, где Ирод заключал и убивал своих врагов. В том числе, по приказу Ирода, здесь был похоронен его сын Антипатр, причем убитый за пять дней до смерти самого царя.

Примерно в 492 году н.э. Савва Освящённый основал на развалинах крепости общежительный монастырь – киновию Кастельон (Кастиллию). Это был один из 65 монастырей, возведённых в Иудейской пустыне до прихода персов и просуществовавший до XIV века.


Одна из самых интересных достопримечательностей Гиркании – это система водоснабжения крепости. Вода в Израиле – это жизнь, тем более в пустыне. К горе подходит акведук, который вел сюда воду из ущелья Кедрон. По добротно построенному высокому мосту вода добиралась до нижних водных цистерн крепости. Рядом находятся остатки двух больших бассейнов и фруктового сада, служивших жителям крепости.

Гиркания - чуть ли не единственное место в Израиле, где растет андроцимбиум:


Андроцимбиум палестинский – Androcymbium palaestinum – בצלצייה ארץ-ישראלית

У подножия горы множество цветов, вот некоторые из них:


Фагония мягкая – Fagonia mollis – פגוניה רכה


Льнянка радужная – Linaria haelava – פשתנית ססגונית


Волютария крупиновидная – Volutaria crupinoides – ישימונית דו-גונית


Ворон пустынный - Corvus ruficollis

Дарга


Пересохшие русла, каньоны, горы - такова западная часть Иудейской пустыни. Дорога открывает захватывающие виды.




Бархатные с виду горы труднодоступны.








Дороги здесь не исхожены, но объезжены. Мы встретили несколько кавалькад на внедорожниках. Для другого вида транспорта дороги недоступны.




Красота своеобразная и неизбывная!

Комментариев нет:

Отправить комментарий