пятница, 9 июня 2017 г.

Гент, город трех башен



Бельгийский город Гент удивительно живописен своими старинными площадями, мостами и каналами. Город славится соборами и колокольнями. Три башни – Собор Святого Бавона, Башня-колокольня и церковь Святого Николая – символы Гента, точно три стража, возвышаются над каменными лабиринтами старого города.



Причудливая и нарядная архитектура центра города с узкими живописными переулками отличает Гент от сотен других европейских городов, составляя неповторимый образ города.

Этот город был когда-то столицей Фландрии, и в те времена в него стекались огромные денежные потоки. Это позволило построить удивительные по красоте и мощи строения. Средневековые улицы достаточно узкие, на большинстве из них не сможет разъехаться две машины. Поэтому в Генте нельзя иметь собственный автомобиль. Поэтому Гент стал самым «велосипедным» городом в мире. Есть общественный транспорт: трамваи, а также такси.

До сих пор по берегам Шельды и Лейса стоят старинные здания ремесленных корпораций и частные дома, сохраняющие свой средневековый облик. Уже давно они стали символом прочности и незыблемости основ городской жизни Гента, первым на фламандской земле провозгласившим себя коммуной еще в XII столетии. Тогда каждый дом гентцев превратился в крепость, а каждый житель получил право быть вооруженным. Богатство этого свободолюбивого города ремесленников зиждилось на производстве высокого качества шерсти и сукна, славившихся на всю Европу. Уже к 1180 году, времени постройки замка графов Фландрских, Гент становится центром Фламандских земель. Гент дня сегодняшнего – город знаний и культуры. В Генте родился и вырос Морис Метерлинк, автор знаменитой на весь мир пьесы «Синяя Птица».






Охраняет город золотой дракон, размещенный на вершине колокольни.

Кафедральный собор Святого Бавона в Генте

















Главная достопримечательность собора – Гентский алтарь. Алтарь принадлежит кисти братьев Губерта и Яна ван Эйк и помимо своей художественной ценности знаменит ещё тем, что в его написании использовались новые составы масляных красок. Завоеватели, проходящие через земли Гента, не раз пытались уничтожить алтарь, а австрийский император приказывал "одеть" изображённых нагими Адама и Еву. Оригинал находится в специальном помещении, за стеклом (вход за дополнительную плату, фотографировать нельзя). Но даже копия алтаря впечатляет.

Гентский алтарь — большой полиптих, состоящий из двенадцати частей. Его высота — около трех с половиной метров, ширина в раскрытом состоянии — около пяти метров.




На внешней стороне алтаря, когда он закрыт, вверху в люнетах изображены пророки и сивиллы, предсказавшие рождение Христа.




Во втором ярусе — сцена Благовещения, занимающая все четыре створки.





В нижнем ярусе по краям даны портреты заказчиков алтаря Иодокуса Вейдта и Елизаветы Борлют


В середине нижнего яруса живопись имитирует каменные статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.


В раскрытом виде алтарь имеет также двенадцать створок.




Нижние пять створок посвящены центральной теме всего алтаря — прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является белый агнец.




В верхнем ряду, в середине, восседает на троне бог Саваоф, по сторонам которого расположены Мария и Иоанн Креститель, поющие и музицирующие ангелы, Адам и Ева.







Из истории алтаря:

По поручению Йодкуса Вейдта Хуберт ван Эйк, величайший из художников, начал эту работу. Его брат Ян, почти равный ему, закончил ее. 6 мая 1432 года заказчик передает вам эту работу. Восхищайтесь тому, что для вас сделано.
Надпись на Гентском алтаре

6 мая 1432 года гениальный художник впервые показал жителям города свое произведение — алтарь «Поклонение агнцу» в церкви св. Иоанна (ныне собор св. Баво). С тех пор алтарь является заветной целью паломников и путешественников, приходящих и приезжающих сюда смотреть это чудо искусства. Алтарь не утратил до наших дней ни сверкающего очарования своих красок, ни огромного духовного значения.

История алтаря за ряд столетий связана с борьбой протестантов и католиков, королей и прочих властителей. Алтарь неоднократно переносили и перевозили, продавали и дарили - как створки, так и центральные части. Алтарь прятали, чтобы сохранить, створки похищались и выкупались (одна так и не была найдена — ее заменили копией). Во время Второй мировой войны алтарь спасли от взрыва, который намеревались совершить фашисты. 20 августа  1945 года он вернулся в Бельгию.

В середине 16 века, когда протестанты громили убранство католических соборов, алтарь прятали сначала в башне собора, а потом в ратуше. Гентские протестанты собирались подарить алтарь английской королеве Елизавете, но наследник заказчика смог помешать этому, а после победы испанцев и возвращения католиков, алтарь вернули на прежнее место.

В 1781 году подлинные Адам и Ева были заменены копиями, на которых они были изображены в кожаных передниках, так как австрийский император Иосиф II при посещении собора выразил недовольство обнаженными фигурами.

В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. После поражения Наполеона, в 1816 г. Генту вернули четыре створки, правда, в таком виде, что современники писали о них, как о совершенно испорченных.

Позднее викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу, который перепродал створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

Во время пожара 1822 года чудом спасены оставшиеся части алтаря.

В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя.

С 1914 по 1918 годы каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря от вошедших в бельгию немецких войск. По условиям Версальского мирного договора Генту вернули боковые створки, приобретённые Пруссией в 1821 г. для Кайзер-музеума.

В ночь с 10 на 11 апреля 1934 была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей» (левая нижняя часть открытого алтаря). Похититель потребовал у бельгийского правительства выкуп, но власти не приняли его условий, и с тех пор всякие следы «Праведных судей» утрачены. В 1945 году она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию в замок По. В сентябре 1942 г. его перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга.

В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах, а затем уничтожить. Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и Кальтенбруннер приказал остановить взрывы.

В 1946 году алтарь вернулся в Гент, а с 1986 он выставлен для посещения в капелле, где находится и сейчас.



Напротив Собора находится Башня Белфорт. Сторожевая башня была построена в XIV веке, а в XV веке к её подножию были пристроены суконные ряды.


Церковь Святого Николая

Городская ратуша


Здание состоит из двух совершенно непохожих частей в разных архитектурных стилях.


Более старая часть, построенная в 1519-1539 годах, выполнена в готическом стиле.
Эта часть ратуши украшена арками и ажурной каменной отделкой.


Вторая часть здания ратуши, выполненная в традициях ренессанса, была построена между 1595 и 1618 годами.

Здание театра Groot Huis.


Это - бывший королевский Голландский театр, на первом этаже здания сейчас находится ресторан-пивная De Foyer(архитектор Эдмон Де Винь (Edmond De Vigne), конец XIX века).


Привлекает мозаичный фасад, который аллегорически изображает Аполлона на колеснице и толпу муз.




Напротив театра — фонтан и памятник фламандскому писателю и поэту Яну-Франсу Виллемсу (1793-1846) (van Jan-Frans Willems):


Крытое деревянное сооружение между Бельфором и церковью Святого Николая. Форма крыши оригинально повторяет очертания башен. Акустика великолепная, поэтому зачастую здесь устраиваются концерты.

Говоря о достопримечательностях Гента, стоит упомянуть и местную кухню, о которой мы только наслышаны - отведать не случилось.


Снимок из интернета
Пиво здесь принято пить в чудных колбах на деревянных подставках. Это изобретение принадлежит местному трактирщику Паувелу Кваку, жившему в XIII веке. Мимо его таверны проезжало множество путешественников, которые жаловались, что некогда даже пропустить кружечку пива. Для их удобства предприимчивый трактирщик изобрёл бокал, из которого можно пить прямо в движущейся карете. Кроме того, Гент славится своим беконом. Заведение, где им торговали ещё в средние века, с тех пор практически не изменилось. Фирменное блюдо ресторана – свиные окорока, подвешенные прямо под потолком. Кроме вяленой свинины здесь обязательно стоит попробовать гентский сыр с тмином, к которому подают ликёр.






Комментариев нет:

Отправить комментарий