Художники, времена, судьбы (часть 1)
В хайфском Доме-музее Мане-Каца открылась новая выставка
Музей Мане-Каца находится на горе Кармель, в одном из красивейших мест в Хайфе, откуда открывается незабываемый пейзаж залива и Галилейских гор.
Отсюда видны купола зданий Бахайских садов
Улица Яффе Ноф известна не только красивыми видами, которые открываются отсюда.
За этими ажурными воротами находится Дом-музей Мане Кац, который является художественно-биографическим музеем. Тем не менее, примерно раз в квартал в доме, где последние годы жизни проживал художник, и который с 1977 года является музеем, названным его именем, открываются новые выставки.
Группа журналистов и блогеров посетила в Хайфе, по приглашению Маши Хинич, три музея, - в каждом из них открыты новые экспозиции.
Новая выставка в Доме-музее Мане-Каца в Хайфе называется "Великие мастера: еврейское искусство в XIX веке и его истоки".
"Еврейское искусство" - такое определение несколько смутило участников выставки. "Искусство художников-евреев" - это название показалось уместней. Вопрос о еврейском искусстве стал знаковым в XIX–XX веках, тогда ответом на него у людей творчества стали появляться многочисленные художественные произведения (книги, полотна), - авторы стремились доказать состоятельность еврейского искусства и приумножить его ценности. И вот тот же вопрос - сегодня, у моих современников...
Что все-таки понимать под еврейским искусством? Еврейская тема в картинах? Еврейское местечко, его жители и быт, трагедия еврейского народа? Да, все эти направления – составляющие еврейской памяти.
Мане-Каца называют великим французским художником. Исааак Левитан - великий русский художник.
Марк Антокольский — знаменитый русский скульптор-реалист, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.
Леонид (Ицхок-Лейб) Пастернак известен не только потому, что он - отец русского писателя и поэта Бориса Пастернака, имя художника значимо в истории живописи.
В честь 60-летия Ури Лессера его воспевание Берлина в полотнах было признано обер-бургомистром города "художественным прославлением имперской столицы".
Макс Либерман, Йозеф Исраэлс, Люсьен, Камиль Писсаро... Даже тематика большинства работ, представленных этими и другими авторами на выставке, далека от еврейской. В то же время большинство художников XIX-XX веков полагали, что еврейское искусство - в отражении еврейской тематики. Леонид Пиличевски призывал польских художников связывать еврейское искусство с Израилем. Чтобы понять поход художников XIX-XX веков к вопросу об еврейском искусстве, надо хорошо знать их время, их судьбы. Я всего лишь попыталась углубиться в тему, воспользовавшись официальной литературой (представленные ниже факты из биографий взяты из Википедии).
Что общего у авторов полотен и скульптур, помимо национальности?
Общее - каждый из художников на определенном этапе творчества почувствовал потребность в национальном уклоне в своих работах. Общее - несмотря на преследования, которые в большей или меньшей степени коснулись каждого, никто из художников не перешел в другую веру.
Мане-Кац часто заявлял, что дом его везде, в любом месте на земном шаре, и он переезжал из страны в страну, но при этом говорил: "Я - еврейский художник и горд этим званием", а последним своим убежищем он выбрал Хайфу. Пусть не все художники так же открыто декларировали свою национальную принадлежность, но все они - представители еврейского народа.
Mane-Katz. Horse, 1943
Кац родился в Украине, в Кременчуге, в многодетной семье служки одной из синагог в 1894 году. Мальчика назвали Моней (Имануэль). В 16 лет он понял, что живопись привлекает его больше, чем перспектива стать раввином, ушел из иешивы и с двумя рублями в кармане добрался до Вильно, потом уехал в Миргород, и в 1911 году - в Киев, в Школу изящных искусств. Учиться в Париж он поехал в 1913 году. Здесь он стал подписывать свои работы на французский манер"Мане-Кац". В 1914-м году, после начала Первой мировой войны, Мане-Кац вернулся в Россию, жил в Петрограде, где увлекся коллекционированием предметы иудаики. Революция 1917 года заставила его вернуться в Кременчуг, где он начал преподавать живопись. В 1921 году Мане-Кац навсегда покинул Россию, вновь уехал в Париж и жил там более 30 лет, снискав славу экспрессиониста, импрессиониста и «просто» еврейского художника - «летописца своего народа». В начале Второй мировой войны Мане-Кац, как гражданин Франции, был мобилизован, и отправлен в военную школу. Оказавшись со своей частью в Руане, он попал в плен к немцам, но сумел бежать. Ценой неимоверных усилий добрался до Америки. С 1940 и до окончания войны Мане-Кац жил в Нью-Йорке. Первым из художников в 1945 году он вернулся в Париж, а летом 1946 года снова приехал в Эрец-Исраэль. Спустя два года, во время Войны за независимость, Мане-Кац привез в Тель-Авивский музей шестьдесят своих работ. С того времени он приезжал в Израиль каждый год. В последний раз он вернулся в Израиль уже смертельно больным. 9 сентября 1962 года Мане-Каца не стало.
Mane-Katz. Woman with jug, 1921 (слева). Pastoral, 1935
Mane-Katz. Arab Horses, 1940
Mane-Katz. The Rider, 1930 - 1950
Isaac Levitan. Twilight over Forest and Lake (дата создания неизвестна)
Исааак Ильич Левитан, мастер «пейзажа настроения», родился в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье.
Осенью 1873 в училище и тринадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.
В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы
и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи).[10] На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание), Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке.
В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. Полотна Левитана приобрели популярность.
«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский. И, как следствие, после окончания училища весной 1885, в 24 года, Левитан звания художника не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Тем не менее, он приобрел широкую известность, написав 200 работ, выполненных им за три лета на Волге, в Плёсе. Считается, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам.
Левитан не придерживался религиозного запрета на изображение людей. Он даже написал «Автопортрет» (1880). В честь Исаака Левитана названа улица в Тель-Авиве. В Израиле хранится много произведений Левитана, о существовании которых долгое время было неизвестно в бывшем Советском Союзе.
Leonid Pasternak. Portrait of an Italian Woman (дата создания неизвестна)
Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в Одессе, в еврейской семье содержателя гостиницы Иосифа (Осипа) Пастернака. С 1879 по 1881 гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 году перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года.
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает переехать в Москву, где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман. Участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В конце 1880-х — начале 1890-х годов он служил преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1894 г. он получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС), и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.
В 1921 году Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию, где и после операции проживал с семьей. В эмиграции создал портреты Альберта Эйнштейна, Райнер Мария Рильке, Д. Осборна. В 1924 году участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом.
В 1938 году покинул Германию и поселился в Англии. Он умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Именем Леонида Пастернака названа улица в Тель-Авиве.
Mark Antokolsky. Head of Jesus (конец XIX века).
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский — знаменитый скульптор-реалист, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.
Родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильне. Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Pодители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).
Наиболее известные работы Антокольского - статуи Петра I, «Нестор-летописец», «Ермак», майолика «Ярослав Мудрый». незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.
На выставке собраны более ста картин сорока художников из музеев и частных коллекций. Можно познакомиться с работами представителей разных школ изобразительного искусства из Франции, Германии, России, Польши, Англии.
Auguste Delacroix (род. во Франции, 1809-1868). Jewess in Traditional Clothing, 1834
Isidor Kaufmann. Yaung girl (дата создания неизвестна).
Adolphe Eltzner (род. в Лейпциге, 1816 - 1891). Jeneral View of Jerusalem - Historikal and Modern, 1862
Johann Nikolaus Hoff (род. в Германии, 1878 - 1873). Synagogue in Frankfurt, 1860
Daniel Israel (род. в Австрии, 1859 - 1901). Jewess, конец XIX века
Leopold Pilichowski (род. в Польше, 1869 - 1934). In Memore of Chopin, 1911
Lesser Ury (род. в Германии, 1861 - 1931). Portrait of an old Jew, конец XIX века
Lesser Ury. Flower vase, 1921
Lesser Ury. Moses, 1905-1907
Benjamin Roubaud (France). A Jewish woman from Algeria, 1842
Maurycy Gottlieb. Portrait of Anna, the Artist's Sister, 1874
Max Liebermann (род. в Берлине, 1847 - 1935). Portrait оf а Woman, 1921
Max Liebermann. Portrait оf Mrs. Goeritz, 1928
Max Liebermann. Garden, 1899
Samuel Lawson Booth (род. в Англии, 1836 - 1928). Tiberias
Выставка будет работать в течение четырех месяцев.
Часы работы музея Мане Кац:
с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
в четверг с 10:00 до 19:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 16:00
Сайт музея Мане Кац (иврит)
Куратор выставки - Светлана Рейнгольд.
Экскурсии на русском языке проводятся каждую субботу в 11.00.
Телефон: 972-4-8383482. Вход платный
Пост dona-anna о выставке: http://dona-anna.livejournal.com/844061.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий