"Вифания" – такого названия нет ни на одной географической карте, но все христианские паломники прекрасно знают о его существовании.
Недавно мне удалось побывать на удивительной экскурсии, которую вел для израильских гидов член Императорского Палестинского Православного общества Павел Платонов .
Мы посетили деревню Аль-Азария, где находятся значимые для христиан святые места. Но обо всем по порядку.
ВИФАНИЯ
Вифания – селение на юго-восточном склоне Елеонской горы, в 3 км восточнее Иерусалима. Название "Вифания", или "Бейт-Ания" или "Бейт-Ханания", в соответствии с переводами с иврита, можно толковать по-разному: дом бедных, или дом Ханании, или дом лодки (переправа).
В Вифании находятся значимые для христиан святые места. Здесь Иисус сотворил свое главное Чудо – воскрешение 30-летнего Лазаря на 4-й день после его смерти. Здесь – начало восхождения Иисуса в Иерусалим. В этих местах на протяжении веков христиане строили храмы и монастыри. Для христиан важна и такая святыня Вифании – остатки церкви крестоносцев над погребальной пещерой Лазаря. Как повествует традиция, греко-православный женский монастырь, расположенный на востоке деревни, построен на месте дома, в котором жила семья Лазаря. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой, когда Иисус шел воскресить Лазаря.
Поселение Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все, кто хотел попасть в Иерусалим или в Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой. Это была не единственная причина, по которой Христос часто ходил по ней. Здесь также была родина его любимого друга Лазаря и сестёр Марфы и Марии. Поблизости произошло еще одно событие – ужин в доме Симона Прокаженного, когда "пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову" .
Селение сформировалось здесь в христианское время, начиная с IV века, вокруг гробницы праведника Лазаря. Гробницу Лазаря показывали христианам-пилигримам уже в начале IV века, а к концу века здесь построили храм. В византийскую эпоху (IV-VII век) с восточной стороны могилы была построена трехнефная базилика и вокруг всей этой территории сооружена стена. Все это вместе стало называться Лазарион. Пережив персидское нашествие 614 года, Лазарион продолжил существовать почти без изменений до XII века.
В период правления крестоносцев (XII век) здесь стояли церковь и монастырь, стены которого сохранились до наших дней (на его месте в 50-е годы прошлого века была построена католическая церковь – одна из последних работ выдающегося зодчего Антонио Барлуцци). В XIII веке в период господства мамлюков Лазарион был заброшен и пришел в запустение. Триста лет спустя на его развалинах мусульмане построили мечеть Аль-Азур, внутри которой находится могила могила Лазаря. В итоге мечеть накрыла исторический вход в гробницу, увидеть его невозможно. О главном входе в гробницу можно лишь прочитать в воспоминаниях очевидцев (начало ХIХ века).
"По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи, видевшие это, говорили "смотри, как Он любил его". Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:
"Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон!"
После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его".
Как повествует Иоанн Богослов, многие, видевшие чудо воскрешения Лазаря, уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха "c этого дня положили убить Его".
"Петь Лазаря" – известное выражение: по одному из евангельских рассказов была сочинена песню "О богатом и о Лазаре", где Лазарь был беден, а его брат - богат, и которую пели нищие, прося милостыню. В отличие от тезки, Лазарь из Вифании (и от имени которого образовано слово "лазарет") был не из бедной семьи, о чем свидетельствует его гробница. Изначально она представляла собой типичную высеченную в природной скале еврейскую гробницу периода Второго Храма, накрытую закладным камнем (либо круглым, т.н. "закатным", либо квадратным). Францисканцы, отставая свое право на раннее присутствие в этих землях, получали некоторые из них, начиная с 1499 года.
Через дверь и лестницу, высеченную францисканцами в скале в 1613 году с разрешения турок, был открыт северный вход в гробницу Лазаря.
Гробница имеет два отделения, или пещеры. В первое ведут двадцать четыре крутые каменные ступени.
Первое помещение просторнее второго.
Собственно в гробницу Лазаря ведут пять ступеней. У стены стоит древний каменный престол, по преданию сделанный из камня, которым был закрыт сам Гроб.
За небольшую плату туристы и христианские паломники имеют возможность спустится внутрь пещеры через северный вход. Гробница Лазаря Четырехдневного открыта с 8.00 до 17.00.
Согласно христианской традиции, праведный Лазарь прожил ещё тридцать три года после воскресения, был епископом на острове Кипр, удостоился там посещения Божией Матери с Апостолом Иоанном Богословом и после второй своей кончины погребён на этом острове и причислен к лику святых. Согласно католической традиции, Лазарь, покинув Святую Землю, отплыл к берегам Франции и попал в город Марсель, где стал епископом и считается покровителем Марселя.
Чудо воскрешения Лазаря, которое было совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших, христиане вспоминают в Лазареву субботу.
Современное название здешней арабской деревни – Аль-Азария (в нем отражена связь с именем праведника Лазаря, ивр. – Элазар, Элиэзер). Формально в Аль-Азарии власть палестинской администрации. Для Израиля это – зона "В". В целом в туристическом плане этот район можно считать спокойным, арабо-израильский конфликт здесь не ощущается, и не было случаев, чтобы машины приезжих забрасывали камнями. Поэтому потоки паломников и туристов сюда устремляются постоянно.
В Аль-Азарии есть общественная стоянка, здесь муниципальный инспектор взимает незначительную плату за общественные автобусы и частные машины, присматривает за ними. Но лучше всего приезжать в этот край с квалифицированным гидом, который знает не только расположение святынь, но и местные "правила".
Использованы источники:
http://www.pravenc.ru/text/158904.html
http://www.pravenc.ru/text/158872.html
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=14351
http://www.wco.ru/biblio/books/holyland/H06-T.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий