«Отель Американской колонии» в Иерусалиме. Когда-то здесь останавливались Уинстон Черчиль, сэр Лоуренс Аравийский. В ее апартаментах проживали Марк Шагал, Роберт де Ниро, Михаил Горбачев... Что привлекало столь именитых гостей?
И почему — «Американская колония»?
Кстати, список именитых постояльцев намного внушительней: Сол Беллоу, лорд Алленби, Джон Ле Каре, Леон Юрис. Из современников — Питер О'Тулл, Джордж Армани, Джоан Баэз, Ричард Гир, Натали Портман...
А в 1899 году колонию посетила шведская писательница Сельма Лагерлеф (первая женщина-писательница, удостоенная Нобелевской премии (в 1909 году), которая по итогам проживания там написала роман «Иерусалим». Особенно писательницу впечатлили системы образования и медицины, которые удалось создать колонистам.
Гостей привлекала и привлекает, видимо, невероятная история этого роскошного здания. И сегодня под сень ее уютного двора зеленого двора и комфортных номеров устремляются любители тишины, покоя и воистину невероятной истории. Причем, история эта настолько удивительная, что сложно ответить на поставленные выше вопросы по порядку. Для начала: «Американская колония» — потому что колония была организованы выходцами из города Чикаго, которые приехали на Святую Землю в 1881 году.
Возглавляли группу паломников из Америки супруги Горацио и Анна Спаффорд.
Но начало было еще раньше.
Здание это, построенное в 1861 году, принадлежало паше Раббу Дауду Амину Эфеди Эль-Хусейни, в котором жили его четыре жены. Несмотря на количество жен, положенное его сану, паша не обзавелся наследниками. В 1895 году роскошный дом наместника, построенный одновременно в мавританском и в европейском стилях, с большим садом, был куплен группой паломников, возглавляемой супругами Горацио и Анной Спаффорд.
И еще одно начало. Историю американской колонии в Иерусалиме можно, пожалуй, также начать с кораблекрушения в 1873 году в Атлантике.
Горацио Спаффорд, 43-летний юрист, жил в пригороде северной части Чикаго вместе со своей женой, 26-летней Анной (родом из Норвегии), и пятью детьми. В 1871 году единственный сын пары умирает. Спустя несколько месяцев из-за великого чикагского пожара Горацио теряет все свои инвестиции в недвижимость и остаётся без сбережений.
Проходит два года. Горацио и его семья решают отдохнуть в Европе. Спаффорд сажает своих жену и четырёх дочерей на борт судна «S.S. Ville Du Havre» и обещает, что через пару дней отправится вслед за ними: он задерживается из-за неотложных дел по бизнесу.
22 ноября 1873 года корабль врезается в металлическое судно и в течение 20 минут уходит под воду. В результате этого столкновения погибло 226 человек, в том числе и четверо дочерей Спаффордов.
Сохранилась телеграмма, отправленная Анной Спаффорд мужу: «Одна я спаслась...»
(Телеграмма хранится в архиве отеля. Желающие ее увидеть (не обязательно постояльцы отеля), а также другие исторические экспонаты, должны связаться с администрацией гостиницы. Отметим также, что в архиве американской колонии, собранном за более чем 100 лет, хранятся 16 тысяч документов, которые содержат описание общественной жизни разных периодов. Здесь можно познакомиться с коллекцией ботанических растений 30-х годов прошлого столетия, которая считается самой крупной на Ближнем Востоке. Ее собрал американский педагог Джон Динсмор (он же создал в свое время школу с классической английской программой). Здесь же — рукописи, описывающие крупнейшие события первой половины ХХ века, десятки предметов декоративно-прикладного искусства, карты, археологические находки, книги и многое другое).
Сочтя, что такие трагедии случаются только с теми, кто идет против веры, церковная община евангельских протестантов изгнала их из Чикаго, и в 1881 году Спаффорды с небольшой группой сторонников переехали в Восточный Иерусалим, чтобы «стать ближе ко второму пришествию Христа». Поначалу Спаффорды вместе с их последователями поселились в небольшом доме в Старом городе.
В 1882 году утопическая религиозная коммуна состояла из 18 человек (вместе с детьми). Основными её принципами стали общность имущества и денег, а также безбрачие (которое в 1904 году было отменено). Фактически это был прообраз первых советских коммун или израильских кибуцев. В таком качестве коммуна просуществовала до середины 40-х голов ХХ века. После смерти Горацио колонию возглавила Анна Спаффорд. Одной из ее многочисленных заслуг в расширении колонии (она правила ею до своей смерти в 1923 году) — переезд сюда всех жителей шведской деревни Нас.
Колония стала расширяться за счёт местных турок, арабов и евреев. Сами колонисты стали учить арабский язык, который стал у них языком межнационального общения. К 1890 году к колонии присоединились около 20 человек из Румынии, Индии и Украины. Для быстро расширяющейся колонии в 1895 году был приобретен дворец османского паши.
В 1896 году в колонию прибыла большая партия шведских протестантов. Среди них был и видный фермер Ларс Ларссон.
Новые члены общины – шведы, привнесли колонистам существенный опыт, которого им не хватало в сельском хозяйстве, маркетинге, столярном и кузнечном деле, ткачестве и хлебопечении. В частности, именно Ларс Ларссон разработал в Иерусалиме те передовые агротехнологии, которыми полвека спустя станут пользоваться первые граждане государства Израиль. Это были птицефермы и молочные фермы (надои в 1900 году составляли около 2200 литров в год – на уровне Голландии и Дании того времени), системы капельного орошения.
Как видим, и вне религиозной жизни колония сыграла огромную роль в Палестине. Благотворительность в Палестине также была основана этой колонией – сразу после начала Первой Мировой в 1914 году в Иерусалиме появляются отделения Красного Креста. На деньги общины создаётся дом для сирот, а также инвалидный дом.
И еще одно начало — как началась история гостиницы.
В 1902 году барон Платон Устинов, не желая, чтобы его гости из Европы останавливались в турецких ханах, решил поселить их в максимальном комфорте, о чем договорился со Спаффордами, С тех пор несколько комнат "Американской колонии" стали гостиничными номерами, тогда — постоялым двором. В конце 40-х — начале 50-х годов обитатели колонии разъехались по разным странам. Гостиница находится в частном владении потомков первых колонистов (также им принадлежат некоторые здания в Старом городе). Потомки встречаются здесь раз в семь лет (последняя встреча имела место в августе 2015). А те, кто непосредственно участвуют в управлении гостиницы, бывают в ней дважды в год.
Номер в зимней резиденции одной из жен паши:
Этот фонтан в саду — летней резиденции той же жены паши:
Всего в гостинице 95 номеров, расположенных в разных зданиях. Каждое из них уникально по-своему.
Здесь, в пятизвездочной гостинице, любят останавливаться гости из Америки, Англии, Швеции, Франции.
В общей сложности в известной во всем мире гостинице лишь 10-12 % гостей — израильтяне. Разумеется, это — светские израильтяне.
Потому что только в этой гостинице, единственной в Иерусалиме, и одной из малочисленных в стране, не соблюдается кашрут.
Сыр и мясо в одной тарелке здесь — в порядке вещей. И кофе с молоком можно выпить в любое время суток.
Гостиницу облюбовали журналисты и дипломаты, они здесь частые гости, и не только потому что представителям всех конфессий здесь комфортно. Отель — своего рода нейтральная зона, уголок между западом и востоком. Здесь подписывали важные исторические документы.
Паре обходится номер, в зависимости от сезона,1200-1500 шекелей за ночь (в эту стоимость входит завтрак по принципу "шведский стол"). Завтракать принято во внутреннем дворе, в саду, которой источает аромат пышного цветения, где журчит фонтан, и где в бассейне плещутся рыбки.
Пик сезонов приходится на праздники, особенно на рождество. В этот праздник здесь горит огнями елка и готовят специальное меню. 60% посетителей ресторанов и кафе при гостинице — не постояльцы гостиницы, их привлекает изысканное меню. Особенно популярны здесь ужины, устраиваемые по пятницам. Под звуки живого выступления музыкантов вечер становится волшебным. Ужин включает в себя богатый шведский стол с восточной кухней, а также традиционными блюдами и выпечкой. Стоимость трапезы 195 шекелей с человека.
Ну а для постояльцев к услугам роскошные номера, сад на крыше, винотека, кафе, ресторан, бар.
Добавим к этому художественный дизайн: ковры, керамика, витрины с археологическими находками в коридорах, расписные деревянные потолки, инкрустированная мебель... Удобно останавливаться в гостинице еще и потому, что, помимо множества развлечений в Иерусалиме, по соседству — два музея, которые непременно стоит посетить: музей Палестинского наследия и археологический музей Рокфеллера.
Материалы на эту тему:
Фотографии Земли Пятикнижия. Танахические пейзажи из Американской колонии
В постели третьей жены
Комментариев нет:
Отправить комментарий