пятница, 19 мая 2017 г.

Эдип, герой судьбы



18, 19 и 20 мая, в рамках Международного фестиваля "Гешер", на сцене театра Гешер – спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Царь Эдип» в постановке режиссера Римаса Туминаса

Снимки автора и пресс-службы театра

«От судьбы не уйдешь», - гласит расхожая фраза. Кто-то безропотно и даже обреченно подчиняется судьбе. Царь Эдип тоже следует за судьбой, но становится ее героем.

В институте от семестра к семестру нам, студентам, следовало прочитать примерно 400 художественных произведений. Преподаватели разных предметов словно соревновались: чей список рекомендуемой литературы окажется длиннее. Это было нереально — в лучшем случае, все книги можно было прочитать разве что по диагонали. Помнится, тогда я себе дала зарок: сохранить все списки, и после окончания института прочитать всю литературу.
На экзамене по античной литературе мне мне попался «Царь Эдип» Софокла. Отвечала по-книжному: критической литературы по этому произведению было много, в отличие от собственного мнения, которого вообще не было. Откуда ему было взяться после «диагонального прочтения»?
По окончании учебы в институте я возвратилась к «Царю Эдипу», но до конца не сумела одолеть произведение: сложно читать, зная развязку. «У него власть, он обеспечен, пресыщен — это от скуки он докапывается до истины», - решила я тогда.

Спектакль «Царь Эдип» в постановке московского академического театра имени Евгения Вахтангова я ждала с нетерпением: наконец-то передо мной, правда, в игровой форме, но целиком предстанет все произведение. Впрочем, предполагала, что от режиссера-постановщика Римаса Туминаса, одного из лучших режиссеров современного театра, могут быть сюрпризы: он любое литературное произведения читает и показывает по-своему. Например, заранее смущали женские имена среди исполнителей главных ролей: в театрах Древней Греции женские роли исполнялись мужчинами.
Я оказалась неправа: не отдельные сюрпризы, весь спектакль оказался сюрпризом.

Постановка не стала привязкой ко времени: она затрагивает и античность, и современность.


Есть хор, обязательный для античности (причем какой хор! — настоящие греки, да на родном языке эллинов: спектакль — совместное творчество вахтанговцев и Национального театра Греции).




Царя Эдипа играет Виктор Добронравов. Но кого играет Виктор Добронравов? Есть — хоть и царь, хоть и отец семейства, — есть молодой человек из древних времен, чуть ли не похожий повадками на самонадеянного современного «мажора»: в стильном костюме наших дней, с золотой цепью властителя, напоминающей украшения «авторитетов», с замашками вседозволенности, а есть и властелин — есть герой разных времен и эпох.

Но, скажите, кто и когда, в какие времена человек, наделенный не только могуществом, но и достоинством, не просто занимается самобичеванием, а судит и наказывает себя за свои пороки?! Римас Туминас, вслед за Софоклом, показывает, какими могут и должны быть люди, а не какие они на самом деле или какими они хотят казаться. И это — шаг из античности в далекое будущее, которое, возможно, даст новых героев судьбы.
Спектакль ошеломил меня своей мощью и необычностью. Трагедия Софокла в постановке театра имени Вахтангова, похоже, привнесла новый жанр в театр, синтезированный из разных составляющих. Это — своего рода детектив, в котором главный герой, пытаясь узнать, чей он сын, ведет расследование. Но детектив, основанный на мифе: согласно прорицанию оракулов, Эдип должен убить отца и жениться на матери. В кулуарах услышала мнение, что хор заставляет зрителя выдавить слезу, как индийские фильмы. Не согласна: как и положено хору античного театра, и здесь хор ведет и комментирует действия и ситуации. Тем не менее, мне он чем-то напомнил исполнителей современного рока.


Пытаясь предотвратить трагедию, царица и жрица Иокаста в исполнении Людмилы Максаковой от лубочно-нежных чувств матери и одновременно жены как бы исподволь и как-то незаметно, но выразительно и ярко доходит до душераздирающей драмы.




Пронзительная ирония Евгения Князева, исполняющего роль Тиресия, слепого провидца, сменяется на не менее пронзительный судейский вердикт: «Виновник смерти Лая – ты!» Такая гамма чувств за довольно короткий промежуток времени, который отведен роли, подвластна лишь Актеру с большой буквы.

Разве что комедийный жанр напрочь отсутствует в спектакле — на то он и трагедия....


И еще об одном герое спектакля — о колесе судьбы. Эдакая махина-труба с зияющими бойницами занимает чуть ли не половину сцены. Жестокое колесо судьбы, наводящее страх и ужас своей грозной поступью, резким звучанием, словно рык всемогущего зверя, от которого даже земля способна содрогнуться, мощь, готовая искалечить, раздавить и уничтожить людские жизни, раскатывает по сцене, подминая все сущее. Финал — из бойниц колеса судьбы летит дым, превращая все вокруг в пустынный марсианский пейзаж.
Возможно, это уже из области фантастики, но основанной на реалиях...























Комментариев нет:

Отправить комментарий