воскресенье, 21 октября 2018 г.

Фантастический реализм от Римаса Туминаса



"Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость..."

М. Лермонтов. "Маскарад"


Эти слова произносит, вернувшись с бала, Нина, героиня Лермонтова.

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), когда Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад», нового вальса не было. Но он просился к этим строкам, и был написан, и не только вписался в канву драмы, но стал отдельным значимым музыкальным произведением.

Музыка Театром имени Вахтангова была заказана композитору Араму Хачатуряну. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год", — композитор с волнением и радостью отнесся к заказу.

Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. «Маскарад» прошел всего несколько раз. Война оборвала жизнь спектакля. Во время обстрела в июле 1941, когда бомба попала в здание Вахтанговского театра, погиб исполнитель роли Звездича Василий Куза, дежуривший в ту трагическую ночь в театре.

Музыка Хачатуряна осталась жить - через два года композитор переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

"Но тогда, во время бомбежки, в 1941, недоигранный, недосыгранный вальс был ранен, - образно говорит режиссер Римас Туминас. - Роман Хачатуряна и Нины, огонь, лед, холод, страсть - во всем этом чувствуются отклики фантастического реализма. Наверное, не зря меня пригласили в театр Вахтангова: все это было у Вахтангова, это же присуще и мне в работе".

К образности Римаса Туминаса мы еще вернёмся. А пока возвратимся к вальсу Хачатуряна, который стал бессмертным творением композитора.

Что, или кто вдохновил композитора написать столь яркую и страстную музыку?

Арам Хачатурян свой ставший легендарным вальс посвятил исполнительнице роли Нины Алле Казанской, уроженке города Кишинев. Ходили слухи, что он был влюблен в молодую актрису.
.
Впрочем, сам композитор вспоминал несколько иначе:

"В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли..."

Скажите, почему сегодня немногие люди любят поэзию? Наверное, этот вопрос можно отнести к риторическим. Для меня, во всяком случае, он не требует ответа.

Поэзия - это сама жизнь. Тогда всё же почему с поэзией сравнивают и музыку, и архитектуру, и математику и даже эротику?
Видимо, потому, что только поэтическое воображение перевоплощает знакомые вещи, делая их неординарными.

Драму "Маскарад" знают все. Знают и помнят, как поступил Арбенин с Ниной. Не таков Туминас, чтобы, обращаясь к классике, классически же переложить фабулу на сцене. Режиссура Туминаса - это поэзия, образная поэзия на сцене. Это реальность, родившая множество неординарных решений. Это -фантастический реализм! Так что идти на спектакль "Маскарад" - это идти на Туминаса.

Один из лучших русских знатоков Лермонтова – Ираклий Андронников – писал по поводу хачатуряновской музыки:

«Трудно представить себе музыку более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать Вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, Вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь! Торжество его стиха, мысли…»

Торжество это во всю мощь воплощено в постановке "Маскарад", и сегодня Андронников наверняка бы отметил это. А Туминас, в свою очередь, не только отметил, но и сделал вальс Хачатуряна одним из главных героев спектакля, наряду с поэзией Лермонтова.

На пресс-конференции режиссер Римас Туминас с сожалением отметил, что спектаклю нынче "приходится приспосабливаться к сценическому пространству", он видоизменён, и в постановке не будет огня, дыма и даже воды, потому что после пожара в Перми такие реквизиты запрещено использовать на сцене.

Режиссер явно поскромничал: и дым, и огонь выстрелов, - всё есть в постановке. Сложно вообразить, что было ещё...

В постановке есть и такой герой - снег. И есть герой - игривый снежок, на который слоями лепится снег, в итоге превращая безобидный снежок в огромный снежный ком, способный уничтожить всех, кто попадёт под его кат. .

В вихре вальса и снега кружится жизнь "героев того времени", которая по-разному воспринимается сегодня. За 15 лет до театра им. Вахтангова Римас Туминас ставил "Маскарад" в созданном им Малом театре Вильнюса. И это - два разных взгляда! На русской сцене спектакль обрел совершенно новый смысл.

Как в этот смысл вслед за Туминасом вникли Князев, Вележева, Лопухов, Шлыков? - мы видим неугасающий взгляд из заснеженного Петербугра далеких лет в день сегодняшний. Если протереть зимнее стекло, за морозными узорами проступает это зарифмованное сопряжение...


Театр имени Евгения Вахтангова открыл Международный фестиваль спектаклями «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (постановка Римаса Туминаса) и «Медея» Ж. Ануя (постановка Михаила Цитриняка).



«Маскарад» будет идти:

21 октября, Тель-Авив, «Габима», зал «Ровина», 20:00
Билеты: https://bit.ly/2OebEET

Постановка — Римас Туминас
Сценография — Адомас Яцовскис
Художник по костюмам — Максим Обрезков
Художник по свету — Майя Шавдатуашвили
Музыка — Фаустас Латенас
В спектакле звучит вальс Арама Хачатуряна
Действующие лица и исполнители:
Арбенин Евгений Александрович — Евгений Князев
Нина, жена его — Ольга Немогай
Князь Звездич — Леонид Бичевин
Баронесса Штраль — Лидия Вележева
Казарин Афанасий Павлович — Александр Павлов/Александр Рыщенко
Шприх Адам Петрович — Михаил Васьков
Неизвестный — Юрий Шлыков
Слуга, человек Зимы — Олег Лопухов
Игроки и гости: Анна Антонова, Владимир Бельдиян, Мария Бердинских, Михаил Васьков, Ирина Дымченко, Евгений Косырев, Юрий Красков, Александр Павлов, Евгений Пилюгин, Александр Рыщенков, Екатерина Симонова, Александра Стрельцина, Мария Шастина.





























Комментариев нет:

Отправить комментарий