Цвет и сны из иных миров
Наверняка, многие видели или слышали о "Доме Хундертвассера" в Вене.
Среди классических зданий этот жилой дом выделяется особой "внешностью", связанной с природой. Австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер считается одним из самых креативных архитекторов мира.
В музее Хундертвассера, тоже в Вене, показывают сокращённый вариант документального фильма 1972 года "Hundertwassers Regentag" (буквально: "Дождливый день Хундертвассера"), в котором звучат две песни. Исполняет их Арик Брауэр. Как мне казалось на тот момент, я впервые слышу это имя.
- Вы видели Дом Брауэра? - спросил меня наш экскурсовод.
- Дом, в котором живет певец? - уточнила я.
- Дом, построенный по проекту архитектора Брауэра, - прозвучало в ответ.
Увы, не видела, и не слышала, и времени, чтобы посетить еще одну достопримечательность Вены, уже не было. Так что снимок из интернета:
Автор проекта - архитектор Эрик Брауэр, австрийский профессор искусств.
Знала обрывочные сведения об одном художнике: яркий представитель фантастического реализма Брауэр. Но сложить "2 + 2", опять-таки, на тот момент, не получилось.
Арик (Эрих) Брауэр. Пейзаж.
Не так давно я посетила в Хайфе Центр Кастра, который украшают мозаичные панно художника Брауэра. Посетила наскоком, потому что уже смеркалось, быстро стемнело. . И снова для меня автор этих работ - художник Брауэр - был однофамильцем, третьим по счету...
И это всё о нём
Чуть позже это всё же сложилось в систему . Сегодня я впервые соединяю все сведения: и это всё о нём, об одном человеке.
Арик (Эрих) Брауэр
Арик Брауэр (по паспорту Эрих), согласно Википедии, - австрийский художник, график, театральный оформитель, певец и поэт, один из основателей "Венской школы фантастического реализма", наравне с Эрнстом Фуксом и Рудольфом Хауснером.
В Википедии забыли упомянуть, что этот талантливый человек был также блестящим танцором. За свою плодотворную жизнь он успел и выстроить дома, которые сравнивают с творениями Хундертвассера, и создать живопись, да и попросту профессионально реализоваться, став профессором Венской Академии искусств.
Брауэр родился в 1929 году в Вене, в семье еврейского сапожника-эмигранта. При нацистах его отец погиб в концлагере, а сам он скрывался. (Хундертвассер и Фукс были отчасти еврейского происхождения, но были крещены, что помогло избежать репрессий.) Живёт и работает в Вене.
После окончания войны учился в художественной академии и музыкальной школе одновременно. Поворотным пунктом стало для него длительное велосипедное путешествие по Северной Африке и Израилю в начале пятидесятых. В его до тех пор землистый, «брейгелевский» мир вошли краски Востока (снимки художественных полотен - из интернета):
Я нашел мои подлинные цвета достаточно поздно и совершенно внезапно, в один момент. Это произошло во время моего первого пребывания в Израиле. Однажды вечером я сидел на берегу и смотрел на маленькую раковину. Вдруг я увидел, словно в озарении, что цвет начинает светиться, когда он усиливается вторым цветом. Например, красно-коричневый листок делается алым по краям, желтый шар делается белым вокруг центра. В живописи «знать» и «осознавать» – это не одно и то же. Моё осознание интенсификации цвета наверняка не было открытием, но только я сам мог по-своему воспользоваться им. Я отправился домой и стал работать. Эта сияющая ракушка на берегу возле Хайфы решила всю мою творческую судьбу.
После этого Брауэр несколько раз надолго возвращался в Израиль. Не одна только хайфская ракушка изменила его жизнь. В нее вошла Наоми. «Из йеменского квартала донеслось до меня пение ангела, и душа моя больше мне не принадлежала». В Израиле Арик Брауэр женился. Певческий дуэт «Наоми и Арик Бар-Ор» выступал с йеменскими и идишскими песнями на улицах израильских городов, Парижа и Вены в середине пятидесятых. Арик, в тюрбане, безрукавке, коротких шароварах, талантливо играл на лютне и арабских свирелях.
В те же годы под идейным руководством профессора Иоганна Мушика окончательно оформилась и громко заявила о себе Венская школа фантастического реализма, к которой принадлежали молодые художники, сдружившиеся еще в классах Венской академии: Эрих Брауэр, Эрнст Фукс, Вольфганг Хуттер, Антон Лемден и Рудольф Хаузнер.
Первая персональная выставка Брауэра прошла в 1956 году в иерусалимском Доме Художников, в помещении академии «Бецалель». А в 1964 году художник в артистическом поселении, "деревне художников" Эйн-Ход на горе Кармель, построил свой дом, такой же фантастический, как и его картины.
Brauer. "Мой отец зимой"
В его живописи критики усматривают "галлюцинирующее мельтешение Босха и Брейгеля". Отмечая, однако, что дорожку, которую действительно протоптал именно Босх, Брауэр проторил не столько глубже, сколько ввысь, сделав её сияющей и фантастически выразительной. Как и у прочих фантастических реалистов, это - выразительность сна, говорящего с самим собой на собственном языке.
Художественный критик Пьер Рестани, восторженный почитатель Брауэра, уже в начале семидесятых писал о том, что «фантастический реализм мертв, и только Брауэр остался последним из праведных».
В восьмидесятые годы европейская коммерческая машина окончательно погубила фантастический реализм, и только Брауэр рождал живописные феерии.
(В 1961 у Арика и Наоми родилась дочь Тимна, ставшая знаменитой певицей. Муж Тимны, Эли (Элиас) Меири – талантливый джазовый пианист, учившийся в Тель-Авиве и Беркли, лауреат множества наград на международных конкурсах и фестивалях.)
«Адам и Ева в Райском саду»
Стенная роспись Брауэра на фасаде хайфского торгового центра «Кастра»
Расписная керамика иллюстрирует 24 библейских сюжета, герои которых - Давид и Голиаф, Самсон и Далила, Моисей, Авраам, Исаак, Давид, Соломон, Гидон, Иосиф и др.
Исаак благословляет Иакова
Благодаря помощи своей матери Ребеки, Иаков крадет благословение старшего сына. Рисунок отображает момент, где благословение переходит от Исава к Иакову. Розовый цвет, в который окрашен Иаков, символизирует переход этого благословения, в то время как безжизненное дерево, растущее из его головы, символизирует долгую дорогу к освобождению, которое его ожидает. Ребека стоит в стороне и прикрывает свое лицо зеленым листом – это означает, что ложь сказанная Исааку, не носит предательского характера, ибо она благословенна в глазах Господа.
Лестница Иакова
Лестница Иакова - это имя, данное лестнице, которая появилась во сне библейского персонажа Иакова. Но лестница также стала символом связи между Землей и Небесами, а также историей человечества, в которой ступени лестницы представляют собой последовательность царств, которые правили миром. Свет рассвета и облака образуют лестницу, которая разделяет рисунок надвое. Жизнь Иакова проиллюстрирована в двух частях: до и после чудесного сна. Ангелы представлены как разноцветные бабочки, порхающие в красочном танце над темной землей.
Автопортрет
Вероятно, автор демонстрирует здесь осень жизни. Сейчас у его возраста - зимний сезон. Живите долго на земле! До 120! - как говорят в Израиле.
Автограф художника:
Комментариев нет:
Отправить комментарий