вторник, 19 апреля 2016 г.

Под знаком горы Мерон



В минувшую субботу мы отправились в Верхнюю Галилею, на гору Мерон. Поднялись на ее вершину, обошли окрестности, включая соседние горы и леса. Посетили немало исторических мест. Сейчас здесь цветут дикие орхидеи, а на горе Гилель - пионы...


...Цветет и множество других растений (показать?).

Лес Бар'ам


Праздник Пурим не так давно отгремел, но легенда о его возникновении будет жить в веках, каждый год напоминая нам о подвиге царицы Эстер и Мордехая, ее дяди. Легенда? Есть места захоронения героев, спасших евреев от гибели! Именно места — Эстер и Мордехай похоронены не только в иранском Хамадане, но и в Израильском лесу Бар'ам.

Бар'ам, как место захоронения царицы Эстер и дяди ее Мордехая, был упомянут равом Шмуэль бен Шимшон в 1211 году, в его отчете о поездке в Эрец Израэль. Чем не обоснование нахождения захоронения именно здесь, а не в Иране?! Впрочем, если на роль знаменитой смоковницы Закхея претендует сразу несколько деревьев, то разве могил не может быть несколько?


Не верьте карте, где указано, что гробницы Эстер и Мордехая находятся в 400 метрах от трассы.
Указатели увлекают нас все дальше и глубже в лес.


Вдоль каменисто-бугристой дороги цветут целые поляны артедий, однако нам пока не до них. Указатели подсказывают, что мы на верном пути. Ведь километр-другой для джипа — не крюк!

К слову, усыпальницу Эстер и Мордехая в Иране включили в список объектов культурного наследия страны. На протяжении многих веков здесь молятся иранские паломники всех конфессий. Особой популярностью мавзолей пользуется среди женщин: существует поверье, что, помолившись там, можно избавиться от бесплодия.

Как это выглядит в Израиле?


И вот мы у ворот, раскрашенных в невероятные цвета.


Добрались? О нет! - говорит петляющая тропа с камнями в Пуримской окраске.


То же подсказывают указатели... С такими подсказчиками с пути невозможно сбиться.

И вот мы на историческом месте.




Сюда завел нас бессменный гид Сергей Баландин Balandin, которому никакой навигатор не нужен.


Груда мегалитов указывает, что здесь было некое строение или сооружение.




Таблица, ящик для пожертвований и огарки свечей говорят, что это место почитаемо


Пуримский Свиток Эстер должен оставаться легендой: лес - точно из сказки или легенды!




Деревья, покрытые мхом, в этом сказочном лесу обладают волшебной силой, которая придает сил пробираться сквозь дремучие заросли...








Национальный парк Бар'ам с одноименной синагогой


Название Бар'ам не упоминается в дошедших до нас источниках, но остатки синагоги свидетельствуют о существовании здесь процветающей и богатой еврейской общины в античные времена.

«Бар» — «сын» (с арамейского), «ам» —«народ»: «сын народа» — так переводится это название.

Большая синагога


Синагога в Бараме (Бар’аме) — одна из 24 древних синагог, руины которых найдены в Верхней Галилее. Синагога в древнем поселении Барам является одной из наиболее хорошо сохранившихся синагог периода Талмуда. Фасад Большой синагоги сохранился почти полностью. Трое ворот ведут в здание синагоги со стороны Иерусалима.


В Бараме, древнем еврейском поселении римско-византийского периода, были две синагоги, Большая и Малая. От Малой почти ничего не сохранилось (была разрушена предположительно в XIX веке). Знатоки утверждают, что Большая синагога похожа на храм, обнаруженный в близлежащей древней ханаанской деревне Кедеш, а также она похожа на Белую синагогу в Кфар-Нахуме, отличаясь лишь большими размерами и роскошью оформления. Многие утверждают, что знаменитая Иерусалимская синагога «Тиферет Исраэль», построенная после разрушительного землетрясения в Цфате, произошедшего в 1837 году, на средства Нисана Бека, повторяет в своем фасаде синагогу в Бараме.





По ряду признаков здание напоминает римский храм. В связи с этим некоторые исследователи полагали, что это, на самом деле, храм, посвященный одному из богов пантеона.

В 1905 году здесь были проведены первые археологические исследования известными немецкими учеными Генрихом Кохелем и Карлом Вацтингером (они же исследовали северные берега озера Кинерет). По стилю они отнесли строение к римскому периоду (II-III векам н.э.), и не ошиблись.
В 1988 году были произведены дополнительные раскопки израильскими археологами Моти Авиамом и Габи Баркаи. Они обнаружили странные вещи: под фундаментами строения II-III века были найдены монеты V века (451 г.)! Потом они обратили внимание на несоответствие некоторых архитектурных частей. Их вывод был таким: строение действительно относится к II-III векам, только построено оно было где-то в другом месте и для других целей. Возможно, оно строилось как языческий храм, заброшенный с приходом христианства.


По мнению археологов, изначально здание синагоги находилось в другом месте. Возможно, жители купили готовое здание с «самовывозом» и последующей сборкой. Вероятно, среди жителей не было грамотного строителя или инженера.


lykinia
Правильно собрать детали заново они не смогли. При сборке был допущен ряд ошибок.
Так или иначе, каркасы и проемы дверей не совпадают с самими дверьми — дверь, которая должна была находиться слева, попала на правую сторону, и наоборот. Поэтому двери "подгоняли" под каркасы.



Здесь нет традиционной иудейской символики, но на иудейское происхождение строения со всей очевидностью указывает еврейское имя человека, пожертвовавшего средства на строительство синагоги. Имя этого человека высечено на камне восточного окна: Элазар бар Йодан.



Входы украшены тонкими каменными орнаментами.







На фризе располагались виноградные лозы, выходившие из амфор и винных кувшинов.



Ряд колонн, расположенных перед входом, предполагают наличие балкона. Фрагменты колонн и карнизов свидетельствуют, что у синагоги был второй этаж.



Внутренний зал синагоги ( 20 х 15,2 м), сооружён в виде буквы «П». Его поверхность умощена большими каменными плитами и окружена остатками колонн.


Что колонны бывают круглыми — это известно всем.


Ну а по углам, для опоры и удобства, сооружают двойные колонны: круглые спереди, и соединенные сзади под прямым углом, в линию. На срез такое сооружение напоминает форму сердца. В этом не было никакого философского или религиозного подтекста, а лишь являлось одним из приёмов оформления, типичных для синагог этого периода.


Снаружи синагога была оформлена тесаным камнем, внутри оштукатурена. Искусная работа по камню, использование разных видов камней — все говорит о достатке и желании жителей поселения построить значительное и по размерам и по архитектурному убранству культовое сооружение.

После разрушения Храма и поражения восстания Бар-Кохбы, население Бар’ама значительно увеличилось за счёт беженцев, Барам превратился в духовный и культурный центр.
Еврейское поселение в Бараме существовало, по всей видимости, вплоть до времен правления крестоносцев. Описания более поздних времен свидетельствуют о запустении поселения и постепенного разрушения некогда величественного сооружения.









Малая синагога


Примерно в 300 метрах от Большой синагоги была обнаружена Малая синагога. Дверные перемычки, найденные в ходе раскопок, с надписью: "Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Йосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом", - в настоящее время экспонируются в Лувре.


Кафр Бир'им


В XIX веке на месте развалин еврейской деревни поселились христиане-марониты, бежавшие из Ливана после в результате конфликта с друзами, которые называли это место Кафр Бир'им.




Христиане-марониты соблюдали нейтралитет в Войне за Независимость, и поначалу им было позволено оставаться на территории деревни. Однако вскоре они все же были изгнаны из этих мест.


Деревня была разрушена в 1949 году в связи с её близостью (около 2 км) к границе и опасностью проникновения террористических групп со стороны Ливана.


Жителей Кафр Бирим переселили в соседнюю деревню Гуш Халав (Джиж), где они и живут по сей в день. Сегодня от Кафр Бирим остались одни руины.

Жители Бирима неоднократно судились, подавая иски на предмет восстановлении деревни. Они демонстрировали ключи от замков, на которые были закрыты дома. Но иски не были удовлетворены.

Поначалу жителям Барама было запрещено приближаться к развалинам деревни. Но сейчас христиане-марониты собираются здесь, правда, лишь в праздничные дни, и совершают молебны.


Церковь действующая, и считается духовным центром членов маронитской общины.

С обзорной площадки открываются потрясающие виды.






Джермак. Хурват Бек (Бак) на горе Мерон


В 1832 году в Цфате поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (Бек) (1797-1874), который основал типографию, просуществовавшую с 1832 по 1837 годы. Во время арабского восстания 1834 года еврейское население было ограблено. В 1837 году Цфат стал эпицентром землетрясения. Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон. Исраэль Бак перевез свою типографию в район горы Мерон, где вместе с сыном Нисаном создал поселение Джермак, первое сельскохозяйственное поселение в Верхней Галилее.

Вот как описывал эти события Исраэль Бек:

"… В начале 5592 года[конец 1831 года] я прибыл в святой город Цфат, да будет он отстроен, в котором мне очень хотелось поселиться. Вскоре, как поток стремительный, ворвался правитель Египта Ибрагим-паша, и захватил нашу землю. Начал он в Акко, завершил в Иерусалиме.

Я, с Божьей помощью, нашел милость в его глазах, и он не отказывал мне ни в чем, чтобы я ни попросил у него.

В 5594 году[1834] весь город Цфат превратился в трофей и добычу, был разграблен и унижен, и мы остались нищими. Я направил свои стопы к этому правителю, в город Акко, где он пребывал, пал к его ногам, и просил милосердия: к народу моему - по просьбе моей, и к жизни моей и домочадцев моих - по желанию моему.


Правитель пожалел меня, и дал мне маленькую деревню для сельскохозяйственного поселения. Эта деревня стоит на вершине горы, и в ее окрестностях много водных источников, и деревня Мерон недалеко, примерно полчаса. Когда-то в этой деревне цвели фруктовые и цитрусовые сады, но сейчас там только лес, и большие камни, но среди камней можно увидеть все, что родит эта земля.


Ореховое дерево, посаженное Исраэлем Беком

24-го Тевета [1 января 1837 года] сильное землетрясение в гневе и ярости перевернуло кверху дном Цфат и Тверию, и я вынужден был уйти в деревню, которую дал мне паша. Я построил в ней дома для проживания, посадил себе сад, засеял поля, и уже в тот год ел вдоволь из плодов земли. На второй год был у меня крупный и мелкий скот, ягненок и овечка, лошади и ослы и, с Божьей помощью, соблюдал я субботу во всех деталях, и с воодушевлением исполнял все заповеди, предписанные в земле Израиля.




Руины деревни

Мой дом был открыт для всех, благословение Господа было на всех моих делах, и в доме, и в поле. Это место не было готово, чтобы сеять на нем, из-за обилия камней, но я добился успеха, и Всевышний помог мне. Я и сейчас был бы счастлив там, но различные обстоятельства и беды, свалившиеся на нас в 5599 году[1839] после ужасной войны между нашим султаном и египетским правителем, вынудили меня покинуть эту милую деревню, и переехать в Иерусалим.


Каждый разумный человек поймет, что в 5597 году [1837] на земле Верхней Галилеи, прославленной своими злодеяниями, каких не знали во всей Эрец-Исраэль, мне удалось воплотить в жизнь мою мечту – своими руками садить и сеять, и приумножать крупный и мелкий скот. Несмотря ни на что".


В 60-х годах XIX века Нисан Бак был главным инициатором и строителем каббалистической синагоги Тиф’ерет Исраэль в еврейском квартале Иерусалима (синагога была взорвана в 1948 году иорданскими частями).

Святыня у дороги


Поклонение праведникам уходит корнями в самые глубокие пласты еврейской истории. В начале XVI века представители сефардских, североафриканских и ашкеназийских общин смогли впервые образовать устойчивый совместный социум в Стране Израиля, именно этот обычай стал ярким признаком нового еврейского единства.


Практически рядом с трассой находится гробница рабби Нахмана Хатуфа, или Катуфа (נחמן חטופא).


Неудивительно, что к ней "не зарастает народная тропа".

История и современность


А начали мы этот длинный и насыщенный день с посещения исторической достопримечательности в Нетании – строения, действовавшего во времена турецкого владычества. По разным мнениям, это либо турецкая ферма, либо хаммам. Сооружение было построено на руинах строений Византийского периода и периода Крестоносцев.




Бережное отношение к истории характерно для Израиля. Вплотную к хаммаму (ферме) возведен спортивный комплекс, но исторический объект при этом не был задет.



Ну а спортивный комплекс, в который входит один из наиболее современных и высокотехнологичных стадионов не только в нашей стране, – современная достопримечательность Нетании.







1 комментарий: