четверг, 14 июня 2018 г.

Сны и явь господина де Мольера



Еще есть возможность увидеть настоящее театральное искусство: Ленком в Израиле! Впереди всего два спектакля - 14 и 15 июня. "Иди и смотри!"











Зависимость творческих людей от власть имущих прослеживается во все времена. Вот и пьеса Булгакова «Кабала святош», написанная в 1929 году, была запрещена цензурой. И только после разговора автора со Сталиным она получила право на жизнь.
Как точнее сказать: "Во времена Мольера" или "Во времена Людовика Великого"? Так или иначе, Жан-Батист де Мольер, творческий человек, лишенный власти, должен был приспосабливаться к наделенному властью монарху. "Я всю жизнь лизал его шпоры", - со скорбью пожалеет окончательно раздавленный Мольер о своем отношении к Людовику XIV. Увы, многим приходилось идти на уступки своей совести и принципам — вот и Мольеру необходимо было спасать театр, пьесы, себя, своих близких.







Начиная с Древней Греции, преемственность всех времен прослеживается в спектакле "Сны господина де Мольера...", поставленном по пьесе Булгакова “Кабала святош”. Разноцветные маски греческого театра выражали определенное состояние героев. Однотонные маски в спектакле, скрывая истинное лицо героя, затушевывают проявления подлости, неискренности и прочих отрицательных черт и нелицеприятных действий, которые и в нашей действительности не принято афишировать. Так, как и история с Мольером — вечная и всегда современная — такая же может и в наше время произойти с зависимым художником. И потому про эту постановку можно смело сказать: она — вне времени.


Это — смелая работа режиссера Павла Сафонова (на снимке - второй справа) с посылом: власть не должна побеждать искусство.
В спектакле два действия, между которыми прошли годы, сменились обстоятельства. Изменились и герои.
































Можно бесконечно сравнивать каждого героя в блистательном актерском наполнении с ними же самими: какой была и что сталось с Мадленой Бежар (Анна Большова), как утонченность Короля-Солнца (Евгений Герасимов) вылилась в циничную властность, как, преисполненный смешной нелепостью, становится преисполненным мудростью Жан-Жак Бутона (Иван Агапов). Хорош Дмитрий Гизбрехт в роли архиепископа, хитрого и умного служителя церкви. Подкупает молодым задором Арманда (Александра Виноградова).

Художественный руководитель и главный режиссёр театра Ленком Марк Захаров, чье имя пользуется абсолютным доверием у театралов, посоветовал режиссеру Павлу Сафонову Игоря Миркурбанова на роль Мольера. И, как всегда, оказался прозорливым.












Такого Мольера мы еще не видели! Страстный, любящий, раздражительный, одинокий, сильный и утомленный, очарованный и разочарованный, мнимый больной и действительно больной... Биограф Мольера Ланграж (Павел Капитонов) ставит черный крест на каждом неудачном дне своего господина. Похоже, что вся жизнь Жан-Батиста де Мольера состоит из таких крестов, даже когда он одержим любовной страстью и когда ему благоволит сам король. Человек, у которого перемешаны сны и явь. Таков Мольер у Миркурбанова. Актер ярко и выразительно показал все чувства своего героя, обнажая их до нюансов. "На разрыв аорты", - написали критики о игре актера. "Играл на нерве", - сказала моя коллега. И добавила: "В манере Высоцкого". Я же скажу так: индивидуально-неповторимо, мощная роль в мощном спектакле.
Как-то давая мне интервью, Игорь Витальевич признался в своем самом большом провале — "это произошло с его Дон Кихотом на премьере в Новосибирском театре оперы и балета из-за цирковой лошади, серого коня в яблоках..."
Сегодня можно отметить небывалый взлет актера. Игорь Миркурбанов, ранее служивший в театре "Гешер", и здесь не был обделен ролями. И все же его роль от Ленкома на сцене "Гешер" — это возвращение на ранее родные подмостки на белом коне.











Неповторимая музыка, удивительная сценография, необычные костюмы, превосходные декорации. Это - "Сны господина де Мольера..." Стоит добавить: над постановкой работали художник Мариус Яцовскис, композитор Фаустас Латенас, художник по костюмам Евгения Панфилова и хореограф Сергей Грицай.
Помните, у Михаила Светлова: "Задрав штаны, бежать за комсомолом"? Сегодня уже никто не побежит, понятие "комсомол" разве что у некоторых вызывает ностальгию по молодости. Иное дело — связанное с этим словом название: ЛЕНКОМ. Потому что за театром Ленинского комсомола по-прежнему хочется бежать — оно, как праздник, зовет и манит, его магическая сила, притянув к себе раз, уже никогда не отпускает.













1 комментарий: