понедельник, 16 декабря 2019 г.

Гешер hа-Яшана - Старый мост



Иорданская позиция

Мы, группа любителей пернатых, отправились в современный кибуц Гешер (основан в 1948), к прудам которого на зимний период слетелись тысячи птиц из разных стран. Кибуц этот находится в непосредственной близости с остатками поселения Гешер ха-Яшана ("Старый мост") и с границей государства Иордания. Разумеется, мы не преминули посетить эти места.



Для тех, кто интересуется историей

В течение многих лет Гешер ха-Яшана был местом, имеющим стратегическое значение на территории сирийско-африканского разлома. Теперь он является достопримечательностью на берегу реки Иордан.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
"Римский" мост

История поселения Гешер ха-Яшана ("Старый мост") начинается с 1904 года и тесно переплетается с такими названиями, как Нахараим (первая гидроэлектростанция, построенная на берегу Иордана) и Ракевет ха-Эмек (поезд назначением Хайфа - Дамаск). На месте старого кибуца Гешер теперь расположился музей, часть которого находится под открытым небом.
В помещении музея представлены экспонаты, связанные с историей поселения, соседней гидроэлектростанции и железнодорожной линии, упомянутой выше, а также с первыми еврейскими поселениях района, с начала 1900-х и до времен сражений войны за Независимость.

В 1919 году в страну приехал бывший эсер и талантливый инженер Пинхас (Петр) Рутенберг. Человек, оставивший свой след в истории революции России, построивший гидроэлектростанции в Италии и написавший брошюру с обращением к еврейскому народу. Под последней он подписался как Пинхас Бен Амии (дословно, Пинхас – сын своего народа). Рутенберг создал и возглавил существующую и поныне в Израиле Электрическую компанию.

...Зная, что будущее именно за электричеством, Рутенберг вознамерился построить гидроэлектростанцию и в Эрец-Исраэль. Но где найти достаточно мощный поток воды? Он проводит исследование рек, протекающих в Израиле, и находит самым удобным место, где Ярмук втекает в Иордан. Далее последовала длинная бумажная и правовая проволочка. Дело в том, что в то время земли эти были под британским мандатом, и никаких государств ещё на ней не существовало. Англичане с большой неохотой дали разрешение Рутенбергу на использование воды рек, протекающих в Израиле. Первое было дано на использование воды реки Яркон, а второе – на использование вод рек Иордан и Ярмук. Переговоры между Британией и тогдашней еврейской общиной в Израиле длились несколько лет, и вот 5 марта 1926 года было подписано окончательное соглашение. Согласно этому соглашению, Рутенберг мог использовать воды Яркона, Иордана и Ярмука и для сельскохозяйственных нужд, и для добычи электроэнергии. Соглашение обделяло этими благами только Иерусалим и его округу. Разрешение было выдано на 70 лет. Как только соглашение было подписано, Рутенберг занялся сбором средств и вступил в переговоры с профсоюзом рабочих. Когда оба вопроса были решены, первым делом построили дорогу от Твери к перекрёстку Цемах, ближе к месту выхода Иордана из озера Кинерет, так как Рутенберг именно там хотел возвести плотину. В планы Рутенберга входило, чтобы зимой, когда Ярмук течёт с большой скоростью, крутили турбину его воды, а когда течение Ярмука ослабевает к лету, – открывали бы плотину и «выпускали» Иордан.

Работы по созданию самой гидроэлектростанции в Нахараим начались летом 1927 года. Кстати, само название этой станции говорит о месте, где её построили. "Нахараим" в переводе с иврита – "две реки".

Итак, люди со своими тракторами и грузовиками прибыли укрощать природу. Два года природа вела себя послушно, но 15 февраля 1929 года строителей ждал неприятный сюрприз. Большой водоём, который был построен по пути следования воды до гидроэлектростанции и закрыт плотиной, наполнился до краёв. Рабочие вместе с инженерами до полуночи наполняли мешки песком и укрепляли плотину. Вода остановилась, но уже тогда все поняли, чем это могло закончиться. Ещё через два года стихия вернулась с ещё большей силой. Поток вод Ярмука силою своей превзошёл все расчеты. Вода прорвала плотину и увлекла за собой через канал в Иордан большую часть оборудования, вес которого доходил до двадцати тон. Разрушения, вызванные наводнением, были огромны, что оттянуло ещё на год запуск гидроэлектростанции. Рутенберга, приехавшего для осмотра разрушений, потрясло предложение рабочих. Возможно, впервые в истории страны прозвучало такое: рабочие сказали Рутенбергу, что готовы работать без оплаты, только за жильё и пропитание, вплоть до окончания работ. Работы закончились успешно, и 9 июня 1932 года гидроэлектростанция была официально открыта.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
При строительстве были использованы базальтовые породы

В начале станция вырабатывала 12 мегаватт, через год прибавилось ещё 6, итого три турбины вырабатывали от 12 до 18 мегаватт, что в начале тридцатых годов было гораздо больше, чем потребляло население. Станция проработала 16 лет без одного месяца и закончила свою работу вследствие ультиматума покинуть поселения, поставленного жителям Тель-Ор и Нахараим 14 мая 1948 года арабским легионом.

Жители отступили из обоих поселений. 120 человек, в том числе 50 детей, скрывались в шестиметровом бункере в течение 30 часов, пока в конечном итоге они были эвакуированы в ночное время. После эвакуации детей бойцы остались защищать деревню, забаррикадировавшись в здании станции, которая продолжала вырабатывать электроэнергию, но это продолжалось недолго. Бойцы держались стойко, хотя многие получили ранения.
На следующее утро были полностью разрушены оба поселения и частично здание самой станции. Далее электростанция была окончательно взорвана. Сорок человек попало в иорданский плен, в их числе две женщины. Менее чем через месяц женщины были отпущены, мужчин же отпустили через 9 месяцев, в феврале 1949 года. На том и закончилась история Нахараим, самого большого и самого удачного на то время проекта в Израиле.


Забор безопасности (граница с Иорданией)

За забором безопасности. В 30-е годы ХХ века здесь был британский автомобильный мост:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Бывшая таможня


Мамлюкский хан


Мамлюкский хан


“Турецкий” железнодорожный мост (1905) через Иордан

В 1901 г. Османская империя начинает прокладывать т. н. Хиджазскую железную дорогу из Дамаска в Мекку (в 1908 г. доведена до Медины, после чего работы остановились). Начальником строительства был инженер Генрих Август Майснер (Heinrich August Meißner, 1862 – 1940), получивший за заслуги титул «паши». Появился и вспомогательный участок дороги, связывавший Хайфу со станцией Дера’а – так называемый «Ракевет ха-Эмек» (букв. «поезд долины»), проходивший через Гешер. Здесь составы пересекали Иордан по специально построенному «турецкому» мосту. «Ракевет ха-Эмек» прекратил существование с началом регулярных атак еврейских подпольщиков на британские железные дороги и мосты (примерно с марта 1948 г.).


“Турецкий” железнодорожный мост (1905) через Иордан


Река Иордан на иорданской стороне


Мост через реку Иордан в месте слияния с рекой Ярмук


Мост через реку Иордан в месте слияния с рекой Ярмук


Река Иордан в месте слияния с рекой Ярмук (израильская сторона). Далее воды текут в озеро Кинерет, откуда выдают в Мертвое море. Ну а истоки Иордана находятся на горе Хермон.


Флаг Иордании


Вышка иорданских пограничников


Строение в Иордании



SAMSUNG CAMERA PICTURES
Для удобства туристов израильтяне открыли ресторан «Рутенберг» (не кошерный)

Комментариев нет:

Отправить комментарий