Кольцевание, или паспорта для птиц
"С ветром в поле когда-то повенчана,
Окольцована, окольцована,
Драгоценная... птица-пташечка..."
Израиль на пути миграции птиц - словно коридор, "бутылочное горло", в котором птицы останавливаются на передышку во время осенней миграции в африканские страны и весенней в период возвращения в их родные края. Благодаря своему географическому расположению, Израиль занимает одно из первых мест в мире по количеству пролетающих через его территорию птиц. Север нашей страны — центральный перекресток на пути птиц на зимовку и обратно. Здесь для пернатых благоприятные условия: вода, пища, атмосферные условия.
В небесах, как известно, государственных границ нет, а для птиц их нет нигде. Около 500 видов птиц останавливается в Израиле во время их миграции, а количество их исчисляются миллионами. Большинство из птиц после передышки летят дальше, в Африку. Некоторые остаются перезимовать здесь, а иные и вовсе остаются насовсем. Наиболее яркие представители перелетных приметны своими габаритами и неповторимым оперением — журавли, аисты, пеликаны, фламинго, серые цапли. В общее количество видов входят зимородки, чибисы шпорцевые, нектарники. Любители птиц знают, что последние из перечисленных обитают и в Израиле. Как узнать, какие из них местные, какие прибыли "погостить"?
Один из методов, используемый в орнитологии для изучения биологии диких птиц, — кольцевание птиц. Оно широко применяется учеными в различных странах мира. Европейский Союз Кольцевания Птиц позволяет на международном уровне координировать сети регистрации окольцованных птиц. В результате повторного отлова птиц появляется информация для изучения маршрутов миграции птиц, а также о жизни чуть ли не каждой особи. Таким образом изучается выживаемость, репродуктивный успех, средняя продолжительность жизни, смертность в различные периоды жизненного цикла. И, что не менее важно, таким образом изучаются "медицинская карта" возможной опасности, которую порой несут птицы. Известно около 200 видов птичьего гриппа, при этом сами птицы не болеют, но могут являться переносчиками инфекции.
У птиц — воздушные подушки, которые их обеспечивают запасом кислорода, полые кости, запас жира, и поэтому они способны подняться в воздух на высоту в несколько километров (максимум — 8,5). 80% птиц осуществляют перелет ночью. Птицы, снабженные GPS-передатчиками, показывают, сколько они могут лететь без остановки. Цифры ошеломляющие: кулики, к примеру, могут пролететь без остановки 12,5 тысяч километров, то есть находиться в воздухе восемь суток без воды, еды, отдыха. Птицы весом 4 грамма способны пролететь без остановки свыше 500 километров.
У птиц нет проблем с навигацией — они прекрасно находят дорогу домой. Днем они ориентируются по солнцу, ночью — по звездам. А также для этих целей, особенно в облачную погоду, могут взять себе "в помощники" магнитное поле земли.
Для отлова развешивают специальные сети, которые не травмируют птиц. Далее птиц перекладывают в не пропускающие свет мешочки из мягкой ткани. В таком мешочке птица ведет себя спокойно, не пугаясь внешних раздражителей.
Вынутая из мешочка, птица ведет себя спокойно
Настоящие пеночки, или просто Пеночки (лат. Phylloscopus) — род мелких насекомоядных птиц из семейства пеночковых (Phylloscopidae), обитающих в Европе, Азии и Африке.
На первый взгляд, птицы абсолютно похожи.
Два взгляда
Но профессионал, и тоже с первого взгляда, определит, что это два вида пеночки.
Пеночка-теньковка, или пеночка-кузнечик (лат. Phylloscopus collybita) — мелкая лесная птица семейства славковых. Этот вид птиц могут улететь в Африку, а могут остаться до весны в Израиле.
Пеночка-весничка (лат. Phylloscopus trochilus) занимает ареал практически всей Европы.
Пеночка-весничка насчитывает от 11 до 13 см в длину, а её размах крыльев составляет от 17 до 22 см. Вес пеночки-веснички составляет от 8 до 11 граммов. По виду весничку трудно различить от пеночки-теньковки, однако их пение существенно отличается. Верхняя сторона пеночки-веснички окрашена в оливковый цвет, её нижняя сторона желтовато-белая. У этой маленькой птички желтоватое горлышко и грудь, полоски над глазами. Самцы и самки выглядят одинаково.
Зимовать пеночка-весничка непременно отправляется в Африку, к югу от Сахары. Время и направление перелёта заложены у неё в генах. А вот окольцованная пеночка-теньковка остается на зимовку в Израиле, о чем можно судить по отсутствию накоплений жира.
Пеночка; сфотографирована в Израиле в зимнее время.
На иврите эта птичка называется צוֹפִית «цуфит», от слова «цуф» (нектар), или יוֹנֵק הַדבַש «йонек а-дваш» (медосос, на английском «sunbird» – солнечная птица. Но в книге регистрации все названия птиц записываются на латыни. Так что это - Nectarinia Osea (Красноподмышечная нектарница, Палестинская нектарница, צופית בוהקת) — птица из семейства нектарницевых, отряда воробьинообразных, обитающая на Ближнем Востоке и Центральной Африке. Длина тела 10—11 см, вес 8 граммов.
В семействе нектарницевых (лат. Nectariniidae) 16 родов и 139 видов. По повадкам напоминают мелких синиц и пеночек, особенно когда обследуют листья в поисках насекомых или ловят их в воздухе. Помимо нектара, пыльцы и мелких членистоногих поедают ягоды, почки, бутоны. Нектарницы словно подсказывают, какие растения — медоносы.
От голода им в Израиле не пропасть!
Распространение нектарницы связано с паразитической лианой
Лорантус акациевый (Plicosepalus acaciae, Loranthus acaciae). Нектарницы, сообразно генетической памяти, собирают нектар из красных цветов этой лианы, а в густом переплетении стеблей вьют свои гнезда.
Кстати, эта лиана паразитирует не только на акациях, и на станции наблюдения за птицами "Макор Хасида" она обвивает многие деревья и кустарники, отчего немалая их часть погибла, о чем свидетельствуют высохшие "скелеты" и полуживые стволы деревьев.
А нектарницы давно поселились во всех населенных пунктах Израиля. Длинный клюв помогает птице питаться нектаром, который она добывает из венчиков цветков разных растений, не только из лорантуса (птенцы питаются преимущественно насекомыми). Ну а на зиму к своим родственникам прилетают в гости заморские нектарницы.
нектарн красн пятно полет
Обратите внимание на яркое пятнышко оперения под крылом птицы с перламутровым отливом. Вот из-за него этот вид нектарницы получил такое название:
Красноподмышечная нектарница (Nectarinia Osea, צופית בוהקת), самец
Не у каждого самца бывает такое разноцветное пятно, в котором непременно присутствует красный цвет. Другие цвета бывают более или менее блеклыми, варьируются и размеры пятна. Служит эта разноцветная отметина для привлечения самок. Оказывается, самки весьма избирательны. У самца с пятном больше шансов стать избранником.
В ловушку попался еще один самец-нектарница. Орнитолог, даже сухую информацию преподносивший с любовью и нежностью к пернатым, по оперению на голове определил, что это — молодая птица, ее возраст примерно один год.
Нектарница-самка.
Природа не зря распорядилась таким образом, что самцы всегда ярче самок: самки высиживают птенцов, и они должны оставаться незаметными для тех, кто на них охотится.
Металлические бляшки, нанизанные на провода, или кольца, служат для кольцевания птиц. Индивидуальный номер получает каждая птица, соответственно, — на каждом кольце, большом или маленьком, — персональный номер. На больших кольцах пишут также название страны, а в Израиле добавляют: "Тель-Авивский университет". Личные данные "паспорта", куда вносится вес, длина крыла, пол, возраст птицы, примерный вес жира, фиксируются в журнале регистраций. Птицы накапливают жир непосредственно перед перелетом, в противном случае он мешает птице быть юркой и подвижной. Запас жира говорит, что птица готовится или уже готова к перелету. Самые тяжелые кольца — они идут для больших птиц (аистов, журавлей) — весят 20 граммов.
Вес колец, одеваемых на маленькие птицы, от 2 до 8 граммов.
Кольцо зажимается щипцами, чтобы не оставалось и щелки, иначе даже попавшая в нее былинка помешает птице свободно передвигаться. В то же время кольцо не должно сжимать лапку, чтобы нормально циркулировала кровеносная система. Справа — весы со стаканчиком для взвешивания птиц.
Анализ полученных сообщений о встречах окольцованных птиц позволяет судить о путях и сроках миграции птиц, об их расселении, изменении численности, причинах гибели, о продолжительности жизни. Это важно для согласования правил охраны перелётных птиц в разных странах, в интересах охотничьего хозяйства, для изучения путей переноса птицами паразитов и возбудителей болезней.
Экскурсовод Марина Лейкина
"Кольцевание – это действительно важная, необходимая работа для изучения видового разнообразия птиц, для знакомства с "авифауной", для защиты мест обитания птиц, в конечном счете, для понимания соотношения "человек и природа", - говорит Марина Лейкина.
Станцию наблюдения за птицами "Макор Хасида" мы посетили в рамках авторской экскурсии "Праздник воды, перелетных птиц и кущей в Долине Источников (Эмек ха Мааянот)" журналиста Полины Лимперт и гида Марины Лейкиной – единственного русскоговорящего сотрудника уникального заповедника Агмон а-Хула.
Аистник
Аист
Марина Лейкина
- "Макор а Хасида" – цветок аистника, "Макор-клюв Хасида" – аист, такая вот игра слов, - поясняет Марина Лейкина название станции наблюдения.
- Как и когда возникла любовь к птицам? - спросила я у Марины.
- Я "заметила" птиц относительно недавно, главное - уже в Израиле. До того не обращала особого внимания на пернатых, хотя росла в тайге, куда на лето прилетает так много птиц. Да, я знала чаек по Ленинграду. Ну и читала Бианки, Пришвина и Паустовского, но не углублялась в написанное. Мои дети уже были среднего школьного возраста, когда я взяла в руки бинокль, чтобы увидеть птиц поближе. Потому что я поселилась рядом с заповедником Хула. Агмон а-Хула появился примерно тогда, когда я начала преподавать в школе. Я переквалифицировалась в экскурсоводы, но Агмон а-Хула прочно вошел в мою жизнь. Главным образом, появились люди, которые объяснили мне, что никогда не поздно начинать наблюдать за птицами. Как говорится – однажды увлекшись, невозможно перестать. Честно говоря, поначалу меня увлекли люди – те, кто наблюдает за птицами, их называют "цапарим". Это слово переводится как орнитолог. Но речь идет не только о специалистах, но и о страстных любителях птиц, отточивших свои умения наблюдать за ними и делиться своими наблюдениями с другими.
Конечно, "физическая близость" к Агамону сказалась на том, что я закончила курс "мадрихей цапарут" – экскурсоводов, специализирующихся на проведении экскурсий по наблюдению за птицами. Я могу "легко скатиться" с горы, на которой живу, в рассветный час в Агмон на подсчет журавлей, а заодно увидеть, как работают израильские "птицеловы"-" кольцовщики".
- Каковы ваши предпочтения в тематике проведения экскурсий?
- Как экскурсоводу по Израилю, любящему свою работу, мне важно не только, чтобы "клиент был доволен", а чтобы любой клиент: школьник, ребенок, его родитель, паломник, ветеран, участник Таглита или его израильский родственник – открывал Израиль во всем его видовом разнообразии и многогранности, образно говоря, узнавал Израиль как экосистему сообщества, среды обитания и связи между ними. Другими словами, я за комплексный подход: география, топонимика, топография, археология, экология, этнография. Такой подход называется краеведческим. Я люблю готовиться к таким экскурсиям, проводить их, наряду с экскурсиями для любителей птиц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий