Когда мы перечисляем достижения Израиля, не без гордости добавляем: наша страна – единственная в мире, где сегодня лесных насаждений больше, чем сто лет назад.
Галина МАЛАМАНТ (фото автора)
Зеленые массивы в стране с сухим и жарким климатом – несомненная заслуга «Керен Каемет ле-Исраэль», [ קרן קיימת לישראל ,קק''ל , Еврейского Национального Фонда (в дальнейшем ККЛ)]. Римляне, турки – веками продолжалась варварская вырубка лесов. И только после возвращения евреев на свою землю началась массовая посадка деревьев.
В 1901 году, когда ККЛ был создан, в Израиле было всего 14 000 дунамов (1 400 гектаров) лесных массивов. Сейчас у нас есть более 1 млн. дунамов рукотворных лесов.
Леса – легкие страны, и это – не расхожие слова: их роль в обогащении атмосферы кислородом и поглощении углекислого газа исключительно велика. Каждый дунам леса поглощает в среднем 700 кг углекислого газа.
Что угрожает лесам Израиля, какие основные неблагоприятные последствия пагубно влияют на лес? – незаконная вырубка и пожары.
Но бывают и угрозы другого рода. В последнее время такая угроза нависла над огромным участком Иерусалимского соснового леса в Иудейских горах, которую пытаются подвести под законные основания. Об угрозе – чуть ниже.
Иерусалимский лес был посажен ККЛ в 1950 году. Его площадь изначально занимала 6000 дунамов, но на протяжении многих лет она сокращалась из-за расширения города, и в итоге сократилась в четыре раза.
Иерусалимская сосна – одна из самых распространенных пород деревьев в лесах и парках Израиля, Иерусалимский лес – не исключение. Сосны относительно быстро растут и крепко держатся корнями за каменистую почву. Кроме того, они прекрасно приспособлены к местному климату. Но не только соснами полнится лес. Здесь растут и ливанские кедры. Один из кедров хочется отметить особенно: в 1958 году его собственноручно посадил Бен Гурион.
А пока войдем в сказочный осенний сосновый лес. После какофонии города оглушает кажущаяся тишина, радуя наконец-то повеявшей прохладой.
6342 2681 6331 6334 6348 6349 6354 6358 6361 6325 2697 2699-001
А жизнь в лесу идет своим чередом под деловой аккомпанемент птиц. Степенно покачивают высокие сосны своими вечнозелеными верхушками, будто ведя между собой мудрые беседы. Они обронили свои шишки, словно распрощались с вышедшим из моды нарядом. Но опавшие шишки, словно маленькие лешие, причудливо сияют гранями, которые отполировал дождь, вплетаясь в осеннюю икебану леса. Пушистые молодые сосенки предлагают свой дар, будто спрашивая: «Вы пробовали варенье из зеленых шишек? Нет? Тогда вы много потеряли... Пусть вам не пригодится настой из зеленых шишек, но помните: это – верное средство при бронхите...»
В разноцветные краски окунула кисти осень. Радужно переливами раскрасила ягоды атлантической фисташки, принарядила лиственные деревья в багряные и желтые тона. Если повезет – встретите рыжую, как осень, лисицу. На пешеходные тропы забредают трепетные, как осенние листья, газели. А через несколько дней, когда стихнут дожди, в лес придут грибники, чтобы набрать полные лукошки маслят. Пройдут долгие зимние дожди, и поляны между деревьями вспыхнут алыми анемонами.
И разве не сказочные программы предлагает иерусалимский лес круглый год? Здесь проходят туристические походы, проводятся различные мероприятия – слеты туристов, массовые велосипедные пробеги. За один день и не вкусить всех прелестей леса. Смотровые площадки, в том числе оборудованные австралийским Еврейским национальным фондом, позволят любоваться ландшафтов в любое время года.
И взрослых, и детей привлекает площадка для игр "Онтарио", оборудованная Еврейским национальным фондом Канады.
Любители археологии находят занятие по душе, знакомясь с сохранившими остатками древних строений Хирбет Хамама и остатки византийского гата (винного точила). Любителей истории посещают смотровую площадку и мемориал "Хаганы".
В лесу множество столиков для пикников. А вот костры разводить разрешается лишь в строго отведенных местах. В 2011 году в Иерусалимском лесу бушевал пожар – пройдет много лет, прежде чем выгоревшая часть леса будет восстановлена.
Над большим участком леса возникла более страшная угроза, последствия которой восстановлению не подлежат – угроза уничтожения.
- Вскоре ничего этого не будет, говорит профессор Алон Таль, руководитель научного отдела ККЛ. – Будет лишь шум бетона и запах асфальта.
Речь идет о расширении шоссе № 1, в рамках которого министерство транспорта намеревается проложить новый маршрут для шоссе № 16, соединяющий южный район Иерусалима с шоссе № 1.
Почему же угроза, какая угроза? Ведь пробки – бич автомагистралей Иерусалима. Муниципалитет, поддерживающий проект, как и сами проектировщики, утверждают, что реализация проекта позволит снять напряжение с дорог. Если вырубить лес и построить развязку, водителям не придется добираться из одного конца в другой через весь город, отчего им станет комфортней работать.
Иного мнения сотрудники ККЛ, представители экологических организаций и все защитники природы. Помимо этого, по мнению специалистов, новая дорога не решит проблему пробок.
Еще в 90-е годы их совместными усилиями удалось убедить власти в необходимости сохранить природные ландшафты. Большую часть автомагистрали от поселка Моца до района Бейт а-Керем на западной окраине израильской столицы было решено пустить через туннели и мосты, несмотря на то, что такое решение удорожило проект в 4 раза.
И все же в 2011 году комиссия по национальным инфраструктурам и планированию при МВД Израиля приняла решение о строительстве дорожной развязки, как части проекта, в самом сердце Иерусалимского леса. Комиссия решила, что развязка ничем не угрожает Иерусалимскому лесу, так как большинство участков трассы пройдет в туннелях. Тем не менее, на строительство этой развязки потребуется – ни мало, ни много – 12 гектаров земли, или 20 процентов площади леса.
В связи с этим проектом дорога должна выйти из туннелей на поверхность в районе ручья, нахаль Равид, протекающего по дну оврага и набирающего силу после дождей. Отработанный грунт строители собираются сбрасывать в как раз в этот ручей.
«Это – необдуманное решение, и его необходимо отменить: если развязка будет построена, то ручей и вся его экосистема погибнет», - утверждает профессор Алон Таль.
«Развязка не только нарушит природный ланшафт, но и нанесет невосполнимый ущерб природе этих мест», - считает Ханох Цореф, главный лесничий Иерусалимского леса.
Многие жители города выступают против строительства развязки из опасений, что она нарушит красоту и пользу Иерусалимского леса.
- Развязка ухудшит качество жизни наших семей: дорога под окнами означает загазованность района, а возведенные для безопасности строительства заборы мешают всем, - считает жительница столицы Сабина Хонукабекс. - И даже водители, путь которых благодаря развязке значительно укоротится, выступают против ее строительства. Мы должны сохранить этот зеленый массив: что прогуляться по лесу и подышать его свежим воздухом, люди не должны уезжать на далекое расстояние от дома.
Жители микрорайонов считают, что правила строительства и прокладки дорог давно изменились, их и надо придерживаться. По их мнению, дороги № 16 должна быть построена, но тоже через туннели. Развязка раздробит лес.
Противостояние между противниками и сторонниками строительства развязки предстоит разрешить Высшему Суду Справедливости (БАГАЦ), куда Форум общественных организаций, выступающий за сохранение Иерусалимского леса, обратился с иском. 27 октября состоится заседание суда. ККЛ представил суд свое резюме, в котором изложил свои соображения о невозможности строительства развязки в Иерусалимском лесу.
Хочется верить, что, как все сказки, сказка Иерусалимского леса завершится доброй концовкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий