Есть на свете обычаи или традиции, история которых так далека, что их забывают или не знают вовсе, а сами обычаи во многом видоизменились или даже осуждены. Напомним об одном из таких обычаев - похищение невесты.
Этот обычай существовал с древних времен. Первое упоминание о нем мы можем встретить в Библии в описании войны между Израилем и коленом Биньямина. В городе Гивея жили люди из колена Биньямина. Однажды здесь на ночевку остановился приезжий левит. Нашлись нечестивцы, которые силой увели его жену, изнасиловали и убили. И тогда представители других колен объявили войну биньямитянам, которая чуть не закончилась полным уничтожением этого колена. Поэтому израильтяне, которые прежде поклялись не давать своих дочерей колену Вениамина, все же позволили 600 выжившим биньямитянам похищать для себя невест из девушек, плясавших в виноградниках во время ежегодного праздника в Шило. Так не дали исчезнуть колену Биньямина, но и не нарушили клятву об их наказании. Это - лишь одна страница библейской истории, с которой можно познакомиться там, где она произошла.
Мири Маоз-Овадья, представитель Регионального Совета Биньямин, пригласила журналистов и блогеров в этот библейский край на экскурсию. Она состоялась в последний день ушедшего 2014 года, и дала великолепное представление о крае от древнейшей истории до наших дней.
Шило и Скиния Завета
Шило - город, где был установлен Мишкан (Скиния). Здесь вершили суд большинство судей Израиля. Здесь вырос и был помазан на царство Саул, первый царь Израиля. Многие события, о которых рассказывает ТАНАХ, произошли здесь. Здесь, в виноградниках, зародился праздник Ту бе-Ав, символизирующий любовь и единение Израиля. Этот праздник любви, хоть и не относится к праздникам официальным и не связан со строгими традициями, имеет очень давнюю историю: еврейские девушки в белых платьях водили хороводы в виноградниках, а кто искал себе невесту, шел туда. Когда-то молитвы бездетной женщины Ханы именно здесь услышал бог. И она родила сына, будущего пророка Шмуэля (Самуила). И сегодня сюда приезжают молиться бездетные женщины, в надежде, что их просьбы к Богу будут услышаны.
"Как долго Вы будете собираться идти и брать землю, которую Господь завещал вам?"
Шило необходимо было вернуть народу, чьи корни начинались здесь. Поселение на месте Шило существовало еще в 19-18 веках до н.э. (средне-бронзовый период). По утверждению археологов, поселок был маленьким: об этом говорит отсутствие защитных стен. Жители покинули этот поселок в те же "бронзовые" времена.
Так выглядел город Скинии
Вторую жизнь поселение Шило (ивр. שִׁילֹה) приобрело в период заселения евреями Ханаана, после Исхода евреев из Египта и 40-летних скитаний в пустыне Синая.
Евреи возвратились из Египта на свою землю, туда, откуда ранее были изгнаны в рабство, Землю, обещанную Богом. Чтобы арабы могли доказать, что евреи не имеют отношения к этой Земле, Земле Обетованной, мусульманам следует переписать Коран, который предписывает обратное: "И вслед за этим Мы сынам Исраиля сказали: "Живите в этой земле" (Сура 17:104); "Сынов Исраиля Мы наделили Прекрасным местом проживания И даровали им все блага" (Сура 10:93).
Карта наделов колен и иллюстрации современных поселений
Вождь еврейского народа Йегошуа (в христианской традиции – Иисус Навин), собрав глав колен в Шило, разделил ханаанскую землю на участки (наделы) между всеми коленами. Самое крупное – колено Эфраима – получило в надел всю среднюю полосу Ханаана, между Иорданом и Средиземным морем, здесь и поселился Йегошуа.
Еще когда израильтяне жили в пустыне Синайской, Моисей велел им построить Мишкан, переносной шатер, который бы служил храмом Божьим для странствующего народа. Шатер был возведен, в глубине его стоял ковчег, в ковчеге хранилась величайшая святыня народа – каменные плиты с десятью заповедями. Шатер был окружен двором, а посреди двора стоял алтарь для жертвоприношений. Шатры вокруг – "дома" жителей. Огненный столб над Скинией - традиционное изображение Божественного присутствия.
Фактически Скиния (шатер) стала предшественницей будущего Храма в Иерусалиме. Но прежде переносная Скиния Ковчега была установлена в городе Шило. Здесь, согласно летоисчислению еврейских мудрецов, на протяжении 369 лет находился Храм – Скиния со скрижалями Завета. Скиния Ковчега в духовном значении объединяла и держала вместе племена бывших кочевников, создавая основу их единения. Так Шило (в русской традиции Силом) стал первым общинным центром для всех колен, первой, духовной и религиозной, столицей израильтян. На праздники Суккот, Шавуот и Песах сюда приходили евреи из окрестных поселений для праздничных жертвоприношений. Это был центр, где могли встречаться главы колен. Старейшины обсуждали здесь межплеменные дела, заключали договоры и совместные решения. Скиния в Шило давала возможность встреч и тем объединяла колена в единый союз. После поражения от филистимлян в сражении при Эбен-Эзер (около 1050 г. до н.э.) Шило был сожжёно, а Скиния была разобрана и укрыта в труднодоступном месте. Так Шило потеряло свою роль духовного центра, а колено Эфраима потеряло свое преимущество перед другими коленами. И хотя позже Самуил будет собирать народ в Мицпе, уделе Бениамина, именно в Шило устраивали ежегодные праздники любви и молодого вина 15-го ава. После постройки Храма в Иерусалиме Шило навсегда утратил своё было значение, хотя и почитается как древний культовый центр. После смерти Соломона священники Шило пытались возродить роль своего города, но духовный центр Израиля обосновался в Бейт-Эле и Дане. А в 721 году до н. э. города Израиля были разрушены ассирийцами. В наказание евреям Цезарь переименовал Иудею в Сирия-Палестина. Само поселение Шило было разрушено не до основания. Сюда возвратились беженцы, и построили на этом месте деревню Шило, которая стоит здесь более 1100 лет. Это означает, что, когда вавилонские войска в 586 году до н.э. разрушили Иерусалим, оставалась еврейская деревня. Евреи продолжали здесь жить, даже когда римские войска разрушили Второй Храм. Так продолжалось до II века нашей эры, вплоть до второго восстания Бар-Кохвы. Затем данную территорию освободили от евреев, их выселили в другие районы. Римляне привнесли сюда христианство, и на относительно небольшом плато возвели четыре церкви.
После арабского завоевания мусульмане заимствовали традицию Шило как культового центра. Местность была названа ими Хирбет-Сейлун (руины Силома (Шило)), одна из византийских церквей превращена в мечеть. Арабы традиционно строили свои деревни и возводили дома на месте былых застроек. То же было в Шило.
Остатки стен арабского дома, а внизу мозаика, это уже слой цивилизации до арабского присутствия:
Развалины древнего города
В 1838 году впервые было высказано мнение, что на Хирбет-Сейлун могут быть руины Шило. В 1915 году здесь впервые была проведена археологическая разведка. Серьезные раскопки провели датчане только в 1926-1932 годах. И уже во времена Государства Израиль, начиная с 1981 года, работы возобновила экспедиция во главе с профессором Тель-Авивского университета Исраэлем Финкельштейн.
Раскопки и сегодня приносят новые факты и артефакты. Экскурсовод Исраэль Бен Арье первым узнает о новейших разработках, и с непременными задором, чувством юмора, любовью к истории делится своими знаниями.
Почему узнает первым? Его жена – археолог, на счету которой много важных находок при раскопках Шило (снимок в музее).
На этом месте была церковь
Ее обнаружили при раскопках в 1926-29 годах. (Реставрация в помещении не завершена)
Мозаике – 1500 лет.
Схема модели Скинии. А модель Скинии и Жертвенника расположены под стеклом:
Модель Жертвенника под стеклом
И модель Жертвенника на территории древнего Шило (и на фоне современного Шило) была построена для съемок фильма, который демонстрируют в Смотровой башне
Смотровая башня
Она возведена на средства мецената из США, которого зовут Хаим Фима Фалик, в благодарность за рождение ребенка. Его семья не только поверила, что в Шило можно вымолить дитя, но и практически убедилась в этом.
С башни открываются потрясающие виды:
В верхнем ярусе демонстрируют фильм об истории Шило.
В нижней части башни действует музей
В музее представлены артефакты, найденные во время археологических раскопок. В том числе - сосуды для хранения масла, вина, зерна. В основном, они склеены из черепков. Но в одном случае сосуды были обнаружены настолько удачно замурованными, что практически остались целыми.
Сосуды и украшения
Было установлено время разрушения Шило филистимлянами (XI в. до н. э.),
Здесь для детей оборудована специальная витрина, которая предлагает им воистину прикоснуться к истории - потрогать подлинные черепки разных эпох.
При раскопках местности была обнаружена маслодавильня
Так она выглядела в свое время
А давили оливки таким прессом
Находки были обнаружены и между глыбами камней
Так, на одном из "камешков" весом в несколько тонн обнаружено выдолбленное изображение коровы
Были обнаружены остатки двух мечетей: одна из них была построена на руинах сооружения римского периода, другая мечеть представляла собой приспособленное для этой цели здание византийской церкви.
На полу церкви была обнаружена мозаичная надпись, упоминающая название города.
(Снимок реплики в музее). Подлинник с надписью на греческом, где упоминается Шило, хранится в Музее "Добрый Самаритянин". Были также обнаружены остатки поселения средне-бронзового периода (XIX в. до н. э.), остатки стен, жилых и складских помещений, виноградных давилен поздне-бронзового периода. Были найдены остатки и более поздних построек. Это развалины четрех византийских церквей, датируемых V веком.
Найдены монеты разных эпох.
Археологи долго искали следы Скинии в Шило. Наконец, за 100 лет раскопок, в июле 2013 года, было определено наиболее вероятное её местонахождение – Северный холм. На Северном холме, где уже начал цвести миндаль, и где гипотетически могла располагаться Скиния, были обнаружены вырубленные в скале отверстия. Их размеры и взаиморасположение указывают на то, что они могли служить пазами для деревянных балок каркаса Скинии. Сами балки не сохранились, однако инвентарь, открытый вокруг высеченных ямок, датируется концом II тыс. до н.э., а, значит, связан со Скинией. Впрочем, споры о нахождении места скинии продолжаются. Некоторые исследователи утверждают, что мечеть Джамиа ас-Ситтин, возможно, стоит на том самом месте, где когда-то стоял Ковчег Завета.
Отсюда можно полюбоваться современным городом Шило
А если подняться по склонам гор, можно попасть в современное поселение Шило. Оно было основано в 1978 году, в настоящее время в нем проживает 450 семей.
Синагога на горе в Шило (в центре), она считается одной из престижных, в ней обучаются будущие раввины.
Есть в современном Шило и синагога, построенная в форме Скинии (на заднем плане).
Как и несколько тысяч лет назад, в современном Шило производят вино, и посещение винодельни, наряду с археологическими раскопками, входят в туристические маршруты. В последние годы, во время еврейских праздников, здесь проходят большие фестивали, привлекающие тысячи людей. Улицы древнего города словно заново оживают.
P.S. На территории археологического заповедника есть сувенирный магазин, сразу за которым пестреют цветами клумбы и зеленеет аллея, засаженная всевозможными деревьями.
Кстати, зацветает Иудино дерево.
Проходя далее по местам раскопок, чуть в стороне я увидела теплицы, и спросила у экскурсовода, что в них. "Каллы, - ответил Исраэль. - Вот если будете в Бельгии, и увидите там разноцветные каллы, то знайте: они - из этих теплиц".
И зачем ехать Бельгию?!
Продолжение по экскурсии следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий