Мате-Биньямин (региональный Совет округа Самарии и Иудеи) — один из красивейших регионов Израиля. Район этот, расположенный всего в 30 минутах езды от Тель-Авива, – удивительное место: с одной стороны, дышит древней историей, а с другой – это молодая земля, на которой выросли новые поселения, сады и виноградники.
"Я предаюсь мечтам, но реальным, - говорит Хезки Бецалель, экскурсовод, координатор туристических проектов. - Хочу, чтобы каждый израильтянин хоть один раз приехал в этот край и познакомился с ним поближе".
Хезки Бецалель, скорее всего, лукавит. Потому что его мечты основаны на известном постулате: кто хоть раз посетит этот край, будет постоянно сюда возвращаться. И это правда: Биньямин – это особый мир, который каждый израильтянин просто обязан посетить, чтобы в полной мере познать чудеса Святой земли.
Первое, на что невольно, но остро обращаешь внимание, ступая на эту землю, – воздух. Он невероятно упоителен, чист и прозрачен. Уникальный климат! Здесь можно забыть, что каких-то полчаса назад тебя утомляла не по-зимнему царящая жара. Этим целебным воздухом пронизаны величественные холмы, – как усеянные камнями, так и покрытые растительностью. Удивителен не только климат, но и вся природа в целом: исторически сложилось, что одни холмы и долины подпитывает подземная влага, другие остаются сухими.
Поэтому уже опытным путем население пришло к выводу, где сажать виноградники, где выращивать деревья, где возводить аккуратные деревушки, поднимающиеся красными шляпками грибочков-крыш. А где – оставлять природу нетронутой, и где явственно сохранились следы истории. Здесь невероятно живописная природа. Биньямин просто создан для туризма.
Но обо всем по порядку.
Страна героев ТАНАХа
На границе регионального Совета Биньямин, на туристических тропах – повсюду вас встречает знак этого Совета, на котором изображен волк. Это – символ надела Биньямина, известный из Торы (Яаков, благославляя сыновей, сравнивает Биньямина с волком).
Здесь, на Земле Биньямин, еврейские крестьяне обрабатывали земли, собирали маслины, возделывали виноградники, изготавливали изысканные вина…
После разрушения Храма последовали 2000 лет запустения. Лишь в 1880 году возродилось поселенчество. Постепенно сюда стекаются первые халуцим (первопроходцы), чтобы обустраивать Эрец Исраэль. В 1895 году 12 семей, репатриировавшихся из Йемена, заселяют землю к северу от Иерусалима, купленную обществом Обществом по освоению земель в Эрец-Исраэль.
Эти поселки, как и еврейские кварталы Восточного Иерусалима, были подвергнуты погромам, вспыхнувшим во время войны за Независимость.
В 1967 году Шестидневная война дает начало новой эпохи в истории еврейского народа.
Начинают сбываться пророчества о возвращении евреев на исконные земли.
Начало было нелегким, но одно за другим возникают новые поселения, а в 1978 году создается региональный Совет, крупнейший региональный совета страны на сегодняшний день.
Вначале он был малочисленным, но вошедшие в него были людьми принципа, дела и приверженности цели. Они настойчиво и героически расширяли карту поселенчества. Ныне округ Мате-Биньямин раскинулся на территории 100 тысяч квадратных километров – от Латруна на западе до Мицпе Иерихо на востоке, от Маале Эфраим на северо-востоке до Рош а-Аин на западной границе. Это огромная густонаселенная территория.
Росло и население земли Мате-Биньямин. Сейчас оно составляет 60000 человек, проживающих в 43 поселениях.
Биньямин не зря называют страной героев ТАНАХа. Библейские имена получили здесь реальную прописку в названиях поселков, мест археологических раскопок, На земле, отведенной в древности колену Биньямина, обосновались тысячи семей. Они приехали сюда, чтобы укреплять еврейское присутствие в Иудее и Самарии. Они вернулись на свою Обетованную землю. Преемственность поколений продолжается – они называют детей именами библейских персонажей. Чтобы будущее сложилось правильным и добрым, именно так из настоящего надо оглядываться в прошлое.
«Вечность Израиля не обманет»
Часть поселений Мате-Биньямин находится на израильской стороне "забора безопасности", в том числе – Нили нерелигиозное поселение, расположенное в западной части Самарии.
Нили (ивр. נִילִ"י, акроним цитаты из Первой Книги Самуила 15:29: «Вечность Израиля не обманет», ивр. נצח ישראל לא ישקר)
Светское поселение Нили, расположенное в западной части Самарии, было основано в 1981 году. В нем проживает около 300 семей (планируется, что количество вырастет до 500). Одно из первых поселений горной местности (после холмов Шфелы и Гуш-Дана). Находится недалеко от Модиина, на расстоянии около двух километров от аэропорта. В поселении хорошо развита инфраструктура.
Помню, с каким восторгом рассказывала журналистам Фаина Киршенбаум о становлении Нили, в котором живет со дня его основания. В ответ на дополнительные вопросы она пообещала как-нибудь пригласить всех в гости. Сейчас у госпожи Киршенбаум непростые времена. Но разве они имеют отношение к ее вкладу в развитие поселка?
Вот что об этом говорится
в Википедии:
«Мне хотелось внести свою лепту в построение государства. Тогда как раз началось поселенческое движение, и мы с мужем решили его поддержать — в 1981 году переехали в поселение Нили, возле Модиина. По сути, мы были одними из основателей Нили. Там-то и пригодились мои организаторские способности, и мне удалось себя проявить. Работы было очень много, самой разной — строительство домов и общественных центров, налаживание инфраструктуры. Хотелось построить другую жизнь, отличную от быта городов, где все живут в своих квартирках и не общаются с соседями. А тут, в маленьком населенном пункте, где все на виду и все делается сообща, можно было жить иначе. С самого начала я занималась общественной и культурной жизнью, организовывала кружки, спектакли — естественно, на общественных началах, продолжая при этом работать в больнице».
Впрочем, неприятности у НДИ – это примета выборов. Верю, что у Фаины Киршенбаум все наладится, а журналисты непременно побывают у нее в гостях.
Весна на «Холме виноделен»
А как иначе назвать эту, пусть и зимнюю пору, когда здесь все расцветает, пробуждается к жизни?
Гиват а-Йекевим («Холм виноделен») близ Тальмона, – археологический объект, который находится в стадии разработок и развития.
На Гиват а-Йекевим находится одна из древнейших в мире маслодавилен, действовавшая по особой технологии. Это место датируется железным веком, период Книги Царей.
Здесь обнаружены 31 пещера, которые были выдолблены в качестве винных погребов. Впоследствии часть из них использовались Маккавеями в качестве убежищ.
Этому дереву оливы 500 лет
Дуб
Цветет миндаль
Маргаритки
Клематис
Анагирис
Календула
Можно смело сказать: здесь цветут даже камни! Орхидеи, шафран, ирис Гильбоа - и эти цветы расцветают здесь, на высоте 800 метров над уровнем моря.
В этом районе Биньямины находится множество виноградников и семь бутиков-виноделен, ежегодно получающие международные награды. Вокруг холма находятся поселения Тальмон, Долев, Нерия и Хараша.
У подножия холма находится кафе "בד בבד" («Бад бе-вад»).
Домашний хлеб, салаты, сдобренные ароматным оливковым маслом, приготовленном здесь же, в кафе, на новейшем оборудовании, мясные блюда - выбор огромен. Здесь планируется построить посетительский центр и даже гостиницу (хостель).
Истина - в вине, и не только. Винодельня «Псагот»
Эрец Исраэль считается родиной виноделия, и только две тысячи лет спустя вино впервые попало в Европу.
Считается, что после всемирного потопа Ной посадил первый виноградник именно в наших краях, после чего виноделие стало успешно развиваться. Об этом говорят кувшины и сосуды, предназначенные для вина, которые до сих пор обнаруживают при раскопках.
Однако после захвата страны арабами 14 веков тому назад виноделие было уничтожено: ислам и алкоголь – понятия несовместимые. Лишь в конце XIX века, с началом возврата евреев на свою историческую родину, начало возрождаться производство вина. С конца 70-х годов прошлого века израильское вино стало возвращать себе позиции мирового лидера. Особенно это заметно в последние годы.
«Нахалат Биньямин» – Центр посетителей с винодельней-бутиком, находится на месте древних виноградников Земли Израиля.
С высоты этого здания открывается поистине захватывающий вид.
Здесь каждый холм словно шлет приветствие из прошлого.
Еще в древние времена люди знали особенностям этой земли, благодаря которым и сегодня высоко ценятся вина, производимые здесь.
Не случайно в большинстве своем они идут на экспорт.
На сегодняшний день предприятие производит более 200.000 бутылок вина. Количество впечатляет, особенно если учитывать тот факт, что сама винодельня открылась лишь в 2003 году, и на тот момент выпускала всего 4000 бутылок. Каберне Совиньон, вина коллекции Edom, красные вина «Прат» и «Шираз» – призеры израильских и международных винных конкурсов.
Не только виноград должен созреть - вино тоже должно созреть. Определенные сорта вина ферментируются при низкой температуре и выдерживаются в емкостях из нержавеющей стали.
Вино, как известно, является продуктом брожения виноградного сока и последующей выдержки сброженного виноматериала. Вина и виноматериалы выдерживаются, «созревают» в специальных хранилищах при постоянной температуре, обогащаясь кислородом воздуха и дубильными веществами.
Марочные резервные вина дозревают в специальной пещере – она сохранилась со времен Второго Храма, и тогда использовалась для тех же целей.
Здесь можно познакомиться с производством вина, дегустировать вино, вкусить его аромат.
В Центре посетителей можно проводить свадьбы или отмечать другие праздники.
Светка из Эли
О священнике Скинии в Шило по имени Эли подробно рассказано в книге Самуила. Эли воспитал при Скинии своего преемника, пророка Самуила, ставшего и духовным вождем еврейского народа, и помазавшего на царство Саула и царя Давида.
Поселок городского типа, названный в честь Эли, относящийся к Гуш-Шило, был основан на пустынных холмах Самарии в 1984 году. В поселении есть поликлиника, супермаркет, почта, Клуб по интересам для пожилых людей, спортивный комплекс, кафе, пиццерия. В синагоге отмечают праздники, здесь же проводят свадьбы. Жители Эли переехали сюда из разных уголков Израиля и мира. Здесь проживает как религиозное, так и светское население, около 800 семей. Семья Светланы Ривилис была 145-й по счету, когда в 1997 году поселилась в Эли.
Балкон – первое, с чего начала Светлана, она же Светка, принимая нас в своей квартире: «Посмотрите на эти потрясающие виды!»
География проживания родителей Светки – Россия, Молдова, Литва, Украина. У самой Светки тоже богатая география: Россия (Москва), Америка, Израиль. После службы в ЦАХАЛе Светка обратилась в организацию «Амана», которая занимается строительством за «зеленой чертой», помочь подобрать ей место жительства. Человек светский, с сионистскими взглядами, она выбрала поселение, где с уважением относятся друг к другу люди разных мировоззрений. И здесь, в Эли, она поняла, что нашла родной дом: «Евреям надо жить вместе, религиозным с нерелигиозными, «левым» с «правыми», и все друг другу должны помогать, иначе невозможно строить страну», - считает Светка.
Первое в Израиле подготовительное отделение к службе в армии возникло в Эли, затем эту модель повторили в других населенных пунктах Израиля.
Задатки творческой деятельности Светка унаследовала от отца-художника и мамы-поэта. Впрочем, у родителей с артистическими душами были далеко творческие профессии.
«Люди должны хобби превращать в профессию, заниматься тем, что любишь, тогда и отдача будет радовать, - уверена Светка. – Я считаю, что у каждого человека, не только поющего, танцующего, пишущего или рисующего, артистическая душа. Не надо стесняться порывов своей души, надо смело заниматься любимым делом».
Так Светка, психолог, выпускница одного из университетов в Америке, 10 лет назад увлеклась дизайном интерьеров, а три года назад стала профессиональным дизайнером. При этом ей помогают знания психолога: «В некоторых семьях у супругов столь разные вкусы, что приходится их примирять, чтобы найти общий язык и оба остались довольны результатами работы», - говорит Светка.
А вообще она опирается на целый комплекс направлений, помогающих в составлении дизайн-проекта. Здесь и графика, и представление о строительных материалах, и влияние цвета, и Фэн-шуй…
На работу жители поселка ездят в разные города Израиля. А в Эли приезжают на выходные или в отпуск любители чистого горного воздуха, и снимают здесь циммеры. Светка тоже сдает циммер.
Его можно назвать уникальным: прямо в комнате растет дерево, которое при строительстве жалко было спилить. Благодаря блогерам, приезжавшим, как и мы, к Светке домой, у нее всегда много клиентов: «Блогеры – люди независимые, они пишут правду», - говорит Светка. А вот официальные СМИ она не жалует – они, по мнению Светки, весьма тенденциозно освещают жизнь в поселке, утрируют правду.
В циммере есть телевизор, а вот в доме у Светки, как и у многих других жителей Эли, такового нет: они предпочитают «ящику» общение – как друг с другом, так и с природой. Большинство жителей приобретают абонементы для посещения лекций, выставок, концертов, спектаклей и прочих культурных мероприятий в соседнем Ариэле.
Оазис экологии
А вот жители другого поселения – Неве-Эрез – сами себе устраивают праздники.
Мы посетили этот поселок, уже когда основательно стемнело. Поэтому не смогли увидеть сам поселок, посетить поля и сады, которые местные жители обрабатывают не химическими удобрениями, а натуральными средствами. Горожане приезжают сюда, чтобы приобрести экологически чистые овощи и фрукты. В поселении проживает 18 семей, и каждая из них занята каким-то видом бизнеса. Например, здесь работает бар, в котором обслуживаются не только местные жители, но и гости поселка.
А мы были гостями семьи Коэн.
В доме (как и в других домах поселка) все используется под эгидой слово «экология»: еда, быт. Нас угощали горячим чаем, настоянным на травах, и грейпфрутами – разумеется, экологически чистыми. Похоже, безотходного производства здесь не бывает: мы ели не только мякоть, но и кожуру грейпфрутов, обваленную шоколадом, – не то варенье, не то желе, но, в любом случае, вкусно.
Глава семейства, Ноам, виртуозно играет на ряде инструментов,
и всегда является организатором фестиваля музыки.
Несложно предположить, что Ноам всегда – гвоздь программы фестивалей, которые местные жители устраивают в связи с разными праздниками, в том числе – праздника урожая.
Тур по Самарии был весьма убедителен. Здесь находятся исторические корни древнего еврейского народа, это колыбель всей западной цивилизации, а названия этих мест неразрывны с ТАНАХом.
Жители поселков – не популисты, Они просто любят свою землю, стараются сделать ее плодоносной и зеленой. Они хотят жить и заниматься делом, которое всем приносит пользу.
В арабские поселки, которые густо чередуются с еврейскими, мы не заезжали. Но из окна автобуса видели великолепные поселения, многоэтажные добротные дома, покатая кровля которых сделана в стиле японской архитектуры. Сюда тоже надо привозить туристов, чтобы показывать, в каких условиях живет «притесняемый народ».
Особая благодарность тем, кто сопровождал нас в поездке. Люди увлеченные, любящие свой край, они помогли нам острее прочувствовать как древнюю историю, так и сегодняшнюю действительность Мате-Биньямин:
Мири Маоз-Овадья, член Совета округа, координатор по связям с общественностью (в центре); Меира Долев, директор департамента коммуникаций областного совета Биньямин и редактор местной газеты "Земля Биньямин» (слева), журналист Юлия Лави (справа), а также Хезки Бецалель, экскурсовод, координатор туристических проектов.
Сайт Биньямин
Комментариев нет:
Отправить комментарий