Это место для любителей истории, особенно – истории государства Израиль. Дело в том, что история поселения Гешер ха-Яшан ("Старый мост") начинается с 1904 года и тесно переплетается с такими названиями, как Нахараим (первая гидроэлектростанция, построенная на противоположном берегу Иордана) и Ракевет ха-Эмек (поезд назначением Хайфа - Дамаск). На месте старого кибуца Гешер теперь расположился музей, часть которого находится под открытым небом.
В помещения музея, из-за лимита времени, мы на попали. Там представлены экспонаты, связанные с историей самого кибуца, соседней гидроэлектростанции, и железнодорожной линии, упомянутой выше, о первых еврейских поселениях района, с начала 1900-х и до времен сражений войны за независимость.
В этом блоге есть отличные снимки экспонатов музея
Но с историей нас познакомили, и музей под открытым небом мы обозревали.
В тексте поста собрана и использована информация из интернет-ресурсов, чтобы желающие узнать подробности могли найти все в одном месте.
В 1948 году Старый Гешер подвергся нападению. Население – 120 взрослых и 50 детей – скрывались в шестиметровом бункере в течение 30 часов, ночью их эвакуировали. В течение четырех часов они шли в соседний поселок, затем перебрались в заброшенный монастырь в Хайфе. Бойцы остались защищать поселение, многие получили ранения. После осады кибуц Гешер был почти полностью разрушен.
Река Иордан
В 1919 году в страну приехал бывший эсер и талантливый инженер Пинхас (Петр) Рутенберг. Человек, оставивший свой след в истории революции России, построивший гидроэлектростанции в Италии и написавший брошюру с обращением к еврейскому народу. Под последней он подписался как Пинхас Бен Амии (дословно, Пинхас – сын своего народа).
Рутенберг вознамерился построить гидроэлектростанцию и Эрец-Исраэль, чтобы обеспечить население электричеством. Он знает, что будущее именно за электричеством. Но где найти достаточно мощный поток воды? Он проводит исследование рек, протекающих в Израиле, и находит самым удобным место, где Ярмух втекает в Иордан. Далее последовала длинная бумажная и правовая проволочка. Дело в том, что в то время земли эти были под британским мандатом, и никаких государств ещё на ней не существовало. Англичане с большой неохотой дали разрешение Рутенбергу на использование воды рек, протекающих в Израиле. Первое было дано на использование воды реки Яркон, а второе – на использование вод рек Иордан и Ярмух. Переговоры между Британией и тогдашней еврейской общиной в Израиле длились несколько лет, и вот 5 марта 1926 года было подписано окончательное соглашение. Согласно этому соглашению, Рутенберг мог использовать воды Яркона, Иордана и Ярмуха и для сельскохозяйственных нужд, и для добычи электроэнергии. Соглашение обделяло этими благами только Иерусалим и его округу. Разрешение было выдано на 70 лет. Как только соглашение было подписано, Рутенберг занялся сбором средств и вступил в переговоры с профсоюзом рабочих. Когда оба вопроса были решены, первым делом построили дорогу от Твери к перекрёстку Цемах, ближе к месту выхода Иордана из озера Кинерет, так как Рутенберг именно там хотел возвести плотину. В планы Рутенберга входило, чтобы зимой, когда Ярмух течёт с большой скоростью, крутили турбину его воды, а когда течение Ярмуха ослабевает к лету, – открывали бы плотину и «выпускали» Иордан. Работы по созданию самой гидроэлектростанции в Нахараим начались летом 1927 года. Кстати, само название этой станции говорит о месте, где её построили. "Нахараим" в переводе с иврита – "две реки". Итак, люди со своими тракторами и грузовиками прибыли укрощать природу. Два года природа вела себя послушно, но 15 февраля 1929 года строителей ждал неприятный сюрприз. Большой водоём, который был построен по пути следования воды до гидроэлектростанции и закрыт плотиной, наполнился до краёв. Рабочие вместе с инженерами до полуночи наполняли мешки песком и укрепляли плотину. Вода остановилась, но уже тогда все поняли, чем это могло закончиться. Ещё через два года стихия вернулась с ещё большей силой. Поток вод Ярмуха силою своей превзошёл все расчеты. Вода прорвала плотину и увлекла за собой через канал в Иордан большую часть оборудования, вес которого доходил до двадцати тон. Разрушения, вызванные наводнением, были огромны, что оттянуло ещё на год запуск гидроэлектростанции. Рутенберга, приехавшего для осмотра разрушений, потрясло предложение рабочих. Возможно, впервые в истории страны прозвучало такое: рабочие сказали Рутенбергу, что готовы работать без оплаты, только за жильё и пропитание, вплоть до окончания работ. Работы закончились успешно, и 9 июня 1932 года гидроэлектростанция была официально открыта. В начале станция вырабатывала 12 мегаватт, через год прибавилось ещё 6, итого три турбины вырабатывали от 12 до 18 мегаватт, что в начале тридцатых годов было гораздо больше, чем потребляло население. Станция проработала 16 лет без одного месяца и закончила свою работу вследствие ультиматума покинуть поселения, предоставленного жителям Тель-Ор и Нахараим 14 мая 1948 года арабским легионом. Жители отступили из обоих поселений. Небольшая часть рабочих забаррикадировалась в здании станции, где продолжали вырабатывать электроэнергию, но это продолжалось недолго. На следующее утро были полностью разрушены оба поселения и частично здание самой станции. Иракские войска взорвали электростанцию. Сорок человек попало в иорданский плен, в их числе две женщины. Менее чем через месяц женщины были отпущены, мужчин же отпустили через 9 месяцев, в феврале 1949 года. На том и закончилась история Нахараим, самого большого и самого удачного на то время проекта в Израиле.
Здесь есть смотровая площадка с видом на Иорданскую долину, реку Иордан, горы Гильад и Рамат ха-Голан, развалины гидроэлектростанции, останки моста и железнодорожных вагонов.
Пахотная полоса – перед забором безопасности
За забором безопасности:
Видны остатки британского автомобильного моста 30-х годов ХХ века
Вышка иорданских пограничников
Бывшая таможня
Двор перед таможней
При строительстве использованы базальтовые породы
Когда-то эти вышки были действующими
“Турецкий” железнодорожный мост (1905)
В 1901 г. Османская империя начинает прокладывать т. н. Хиджазскую железную дорогу из Дамаска в Мекку (в 1908 г. доведена до Медины, после чего работы остановились). Начальником строительства был инженер Генрих Август Майснер (Heinrich August Meißner, 1862 – 1940), получивший за заслуги титул «паши». Появился и вспомогательный участок дороги, связывавший Хайфу со станцией Дера’а – так называемый «Ракевет ха-Эмек» (букв. «поезд долины»), проходивший через Гешер. Здесь составы пересекали Иордан по специально построенному «турецкому» мосту. «Ракевет ха-Эмек» прекратил существование с началом регулярных атак еврейских подпольщиков на британские железные дороги и мосты (примерно с марта 1948 г.).
"Римский" мост
И в небе, и на деревья, и в траве - всюду птицы
Бакланы облюбовали наполовину высохшее дерево
Туристы могут воспользоваться услугами шефского ресторана (некошерного), расположенного неподалеку
Дополнительная информация:
Самостоятельно пройти на территорию приграничной зоны нет возможности.
Телефон для согласования экскурсий: 04-6753336
Часы открытия: С воскресенья по четверг – 10:00 до 16:00 В пятницу и вечер праздничного дня с 09:00 до 14:00
Фотоальбом музея
Официальный сайт
Комментариев нет:
Отправить комментарий