Один из наиболее загадочных народов, населявших в древности территорию Ближнего Востока, — набатеи (набатейцы). Истинные мастера зодчества, они возводили столь масштабные архитектурные шедевры, которые и сегодня поражают воображение: вырубленная в скалах величественная Петра, древние города Шивта, Авдат, Мамшит, Халуца, Ницана...
«Таинственные короли пустыни»
В исторических документах длительность существования Набатейского царства зафиксирована в течение семи столетий (IV в. до н.э. — III в. н.э.).
Исчезнувшая цивилизация, не найденные легендарные сокровища, таинственные опустевшие города – всё это относится к набатеям.
Учёные считают набатеев одним из арабских племён, которое перекочевало на юг Иордана. Это было племя кочевников, осуществлявших непростой путь через Аравийскую пустыню из Персидского залива в Дамаск и торговавших ценными по тем временам товарами: благовониями, шелками, пряностями и драгоценными металлами.
Жизнь кочевников была непростой, но поначалу они не стремились к оседлой жизни. Набатеи обладали потрясающими ирригационными познаниями. Путешествуя по пустыне, они сооружали в ней свои тайные хранилища воды и, таким образом, всегда были обеспечены влагой в уничтожающей всё живое пустыне.
Набатеи выращивали виноград и оливы. Из римских источников известно, что при правлении набатеев в Аравийской пустыне цвели цветы — настолько высоко было умение этого народа в ирригационном искусстве. Все это помогало им длительное время быть владельцами этого торгового пути, связывающего греческую, римскую, арабскую, ассирийскую и египетские цивилизации. Столь выгодное расположение и абсолютное владение торговыми путями привели к усилению могущества набатеев и их переходу к оседлой жизни. За столетие независимый кочевой народ оседает на этих территориях и создаёт своё сильное независимое государство.
Набатейское царство охватывало территорию современной Иордании (её южную и центральные части), юг и юго-восток современного Израиля и Сирию.
Набатеи не дали себя завоевать греко-македонцам, но культурной мощи эллинизма противостоять не смогли.
Национальный парк Авдат
"Эйн Авдат"
Если ехать по 40-й дороге в сторону Эйлата, непременно сверните между 130 и 131 километрами в сторону «мидрашат Бен Гурион», и поезжайте далее по указателю "Эйн Авдат" около 4 километров.
Проезжая меж холмов к стоянке национального парка "Эйн Авдат", вы увидите пасущихся горных козлов и газелей.
Чем ближе к каньону, тем зеленее растительность.
Этим оазисом в пустыне в своё время пользовались древние набатеи, проводившие через пустыню караваны с духами и пряностями.
Возле стоянки — роща Евфратского тополя. Это - природные, а не рукотворные насаждения.
Уже встречаются деревья и сочные, даже при жаре, травы — близко вода! На протяжении маршрута есть три родника.
Возраст каньона составляется десятки тысяч лет. Он представляет собой множество причудливых форм рельефа: интересных скал, пещер и промоин.
Одинокое нынче дерево (фисташка атлантическая), которому около 250 лет, тоже говорит о том, растительность здесь прежде была иной.
В парке Эйн Авдат протекает речушка Цин, которая, проходя по равнине, струится водопадом на дно узкого ущелья из мягких белых меловых и мергелевых пород и, создавая каньон, образует несколько водопадов и бассейнов.
Берега водоемов покрыты густыми зарослями, а над ними поднимаются складчатые, похожие на слоеный пирог, скалы, которые в результате выветривания приняли совершенно фантастические формы.
Пещера природного образования
А в этих пещерах жили монахи и отшельники византийского периода
Про эту скалу говорят: "Бен Гурион в профиль"
Вдоль маршрута — несколько природных бассейнов.
Мы движемся к водопаду.
Плотина заодно является мостом на другую сторону бассейнов. Глубина воды у плотины едва ли достигает полуметра.
А навстречу - туристы, возвращающиеся от водопада
Высота водопада около 15 метров
В национальном парке предусмотрено два маршрута: один подходит для любого возраста,
...другой — для физически подготовленных людей: подъемы, ступени, скобы, скользкая трава... Обзор у выносливых людей будет шире, и увидеть они смогут больше, в том числе есть возможность посетить пещеры. В итоге они, выходя из каньона, попадают к античной постройке.
Но сюда можно подъехать и на машине. Так что к античной постройке попадут и те, кто шел по облегченному маршруту. Предполагают, что это была башня, которая служила монахам в византийскую эпоху. Возле смотровой площадки можно полакомиться освежающим в жару мороженым или прохладительными напитками. Если остались силы, можно подняться к водопаду, высота которого 60 метров.
Но лучше всего отправиться в Авдат.
Древний город Авдат
Набатийско-римско-византийский город Авдат, возможно не был самым крупным городам Негева, но,скорее всего был самым важным. Адват выделяется своей городской самобытностью среди всех городов Негева.
Авдат возник в III веке до н.э. в месте слияния двух дорог из набатейской столицы Петры и от красного моря из Эйлата. Расположение города на выступе горы на высоте 600 метров над долиной, как ключевой пункт на одном из важнейших торговых путей, позволяло контролировать большой участок "пряного" пути.
Поначалу город состоял из нескольких построек и не имел названия. Спустя 200 лет Авдат назвали в честь царя Абадаса, чье имя по-арабски звучит как "абда". После смерти Абадас стал для набатейцев богом. Тот факт, что гробница царя-бога находилась не в Петре, а в Авдате, говорит о важности города.
Большие города зависят от дорог. Дорогой пряностей или дорогой благовоний набатеи огромными караванами перевозили из аравийского полуострова в порт города Газа мирру, ладан, где это ценное добро грузили на корабли и везли в Рим. Несколько известных остановок дороги благовоний на территории Израиля: Мамшит, Авдат, Шивта, Халуца, Ницана. Торговля была монополией набатеев. Караваны доходили от 1.500 до 4.000 верблюдов, само собой, здесь были перевозчики, сопровождение и охрана. Набатеи — народ, который знал, как использовать пустыню. Они выращивали верблюдов и мелкий скот, сооружали хранилища воды, при этом умели очень хорошо их прятать. Так что пытавшимся завладеть, захватить монополию торговли, долгое время не удавалось это сделать. В I веке н. э. город сильно пострадал от набегов кочевых арабских племён. После смерти (106 год н.э.) последнего набатейского царя Раббэля II город, как и само царство, захвачены римлянами.
Римская империя превратила царство в часть провинции Арабика. Знакомство с римской культурой наложило свой отпечаток на набатеев — они вбирают все лучшее, сохраняя свою самобытность. В 636 году произошло очередное завоевание набатеев. В города пришел ислам, и вскоре они просто перестали существовать. Одной из причин прекращения существования набатейских городов был запрет на выращивание винограда. Большая часть финансового потока перестала существовать. Дорогу пряностей задолго до этого перенаправили к себе римляне, — постепенно не стало смысла жить в этих городах.
Вид на город Авдат из туристического центра
Авдат (ивр. עבדת) — центральный город набатеев между Петрой и портом Газа на торговом пути, именуемым Дорогой благовоний.
Городской акрополь расположен на склоне горы Негев на высоте 655 метров от уровня моря. Застроенная часть Авдата составляет 85 дунамов (весь Национальный парк Авдат занимает площадь в 2.100 дунамов).
Первые раскопки здесь были произведены в 1902 году, а после 1958 года на этом месте был создан
национальный парк "Эйн-Авдат", который признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. В 2010 году, после трех лет работ, парк был отреставрирован.
Вход в сторожевую башню
В сторожевой башне
В Национальном парке Авдат находятся остатки древних набатейских строений, включая сторожевую вышку, жилой комплекс, храмовые постройки, винодельню, военный лагерь, отлично сохранённые бани и реконструированные сельскохозяйственные террасы.
Своеобразный указатель местонахождения артефактов в виде люка
Среди археологических достопримечательностей раскопок можно выделить относящиеся к набатейскому периоду мастерскую по производству глиняной посуды с сохранившейся печью и арку ворот с надписью от 268 года до н. э.
Набатейцы медленно, но верно приближали свой конец. Вслед за изготовлением керамики они стали выращивать виноград и делать из него вино. Так было нарушено еще одно древнее табу. Вкусив плоды своих трудов, набатейцы добровольно отказались от титула "королей пустыни", и этим немедленно воспользовались римляне. В 106 г. они практически бескровно захватили Набатейское царство и присоединили его к Римской империи. Отрезанный от караванной торговли Авдат стал чахнуть. Вслед за самой большой крепостью угасли набатейские города на всем протяжении "пряного" пути. Вскоре набатейцы покинули их. Они растворились в пустыне так же неожиданно, как и появились.
Но город продолжал жить, правда, теперь по его улицам ходили не странники-набатейцы, а римские солдаты. Авдат превратился в часть пограничной системы римской Палестины. Римляне перестроили город согласно своим представлениям о красоте и удобстве. Теперь на Акрополе были возведены храм Зевса и алтарь Афродиты, а горожане вкусили дары цивилизации - римляне провели водопровод.
К VI веку в Авдате проживало 3 тыс. человек. Акрополь был полностью перестроен и поделен на две зоны: цитадель и монастырь.
Здесь были 2 церкви - северная и южная. От них сохранились большие фрагменты: колонны, мощеные полы, надпися и стена алтаря. Северная церковь служила кафедральным собором города, она древнее южной. В центре ее пола клолдец, а в стороне от нее обнаружен бассейн для крещения.
В так называемой южной церкви хоронили заслуженных христианских деятелей Авдата - найдены надписи с их именами и датами.
Напротив находится византийская крепость.
В других частях города также сохранились останки сооружений, представляющие собой археологическую ценность.
К римскому периоду относится пещера для захоронений с алтарём и рельефными изображениями Солнца и Луны.
Если подняться на Акрополь по следам древних караванов, то посреди пути в стороне можно увидеть римскую погребальную пещеру. Она построена на могиле Абадаса.
Археологи, пришедшие сюда 40 лет назад, не нашли тела
Здесь обнаружены три надписи на древнегреческом с женскими именами, что объясняется присутствием жриц храма Афродиты в Авдате.
Надписи позволили предположить, что здесь хоронили жриц таинственного культа.
Римская вилла
Вид со сторожевой башни
К византийскому периоду учёные относят жилой квартал с домами, расположенными с двух сторон центральной улицы Авдата и разветвлённой сетью колодцев и каналов для сбора воды; городскую крепость с большим колодцем; две каменные купели, большая в форме креста; городские бани на склоне горы; пять виноделен с подземным каналом, ведущим к месту сбора и хранения вина; восстановленный византийский дом с пещерами для хранения продуктов и туалетом, там же обнаружены черепа коров, остатки виноградной кисти и рельефное изображение креста.
Город Авдат окружен довольно большими долинами, которые в период расцвета Набатейского царства были заняты сельскохозяйственными угодьями.
Под акрополем на склонах горы был расположен город пещер - Нижний город, где жило большинство жителей Авдата.
Весь город был окружен стеной, но укрепления не спасли город во время арабского нашествия. После этого в X веке Авдат опустел.
5 октября 2009 года два бедуина совершили акт вандализма на территории парка, разбив сотни археологических находок и разрисовав древние стены, и нанеся ущерб на почти 10 миллионов шекелей, причём один из них работал охранником в парке. Они объяснили свои действия местью за снос незаконных построек бедуинов в Негеве.
Вандалы, двоюродные братья-бедуины, и их неизвестные сообщники кувалдами разбили стены и колонны древнего города, а также облили руины краской. Некоторые повреждения восстановить невозможно. Братьям были предъявлены обвинения в преступном сговоре и причинении ущерба археологическому памятнику и национальному парку. Восстановление древнего города продолжается до сих пор.
"Человек-аэропорт" Бен Гурион и кибуц Сде-Бокер
ВАШ ПОДЗАГОЛОВОК
Сде Бокер – это кибуц на возвышенности Негев, основан в 1952 году. Расположен в 30 километрах к северу от кратера Рамон.
В 1953 году первый премьер-министр Государства Израиль Бен-Гурион, возвращаясь из Эйлата и проезжая мимо здешних жилищ жителей, заехал познакомился с жителями, и ему кибуц очень понравился.
Он считал, что будущее Израиля – в развитии поселений в пустыне Негев, и был очень увлечен этой идеей. Про пустыню Бен-Гурион говорил: она завоюет людей, если люди не завоюют ее, и завещал похоронить себя в пустыне.
Домик, в котором жил Бен-Гурион
В периоды отхода от политической деятельности (1953–55, 1970–73) Давид Бен-Гурион постоянно жил в этом кибуце. В 1970 году премьер уходит в отставку и переезжает жить именно в Сде-Бокер, где и и провел остаток своей жизни.
В 1964 году вблизи киббуца был основан колледж Мидрешет Сде-Бокер, включающий учительский семинар, среднюю и краеведческую школы.
Как ни странно, Бен Гуриона не хотели принимать в киббуц. На тот момент кибуцников было 16 человек. Не найдя общего языка, они начали решать вопрос голосованием. В итоге 8 было "за", 7 "против" и один воздержался...
В годы проживания в кибуце экс-президент помогал молодым жителям своим трудом – работал скотником, а на досуге изучал языки и писал книги и статьи на исторические темы. Он не только вывозил навоз, но и занимался поливкой, пахал. В одном из своих писем он описал эту ситуацию так, что можно вносить посильную помощь государству и не возглавляя его.
Бен-Гурион и его верная жена и соратница Поля похоронены на крутом откосе над долиной реки Цин, откуда открывается фантастический, неземной пейзаж.
В качестве послесловия. Этот маршрут разработал для нас профессиональный гид Сергей Баландин. К его пояснениям прислушивались, присоединяясь к нашей группе, другие туристы. О себе Сергей говорит: "Экскурсовод по Израилю, «нештатный» философ, независимый исследователь «еврейского» вопроса".
Сергей Баландин - автор книг:
«Пятое Евангелие» - — описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями;
«Антиевангелие», или краткий путеводитель по несвятым местам и духовным задворкам израильской действительности.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ
Флора Израиля - здесь представлены фотографии и названия (на латыни, русском и иврите) различных растений, снятых Сергеем Баландиным в Израиле.
Галина, здравствуйте! Тут такое дело. Ребенок учится на художника театра и в этом семестре делает макет Римской виллы из Авдата. Никак не можем найти размеры виллы, пусть даже приблизительные. У вас случайно нет фотографии, где рядом с виллой стоит человек? Хотя бы так можно было сориентироваться. Весь интернет перерыли, виллу фотографируют, а рядом с виллой никто не фотографируется ))
ОтветитьУдалить