воскресенье, 3 мая 2015 г.

"Вспышки" Семена Лицына


Litsyn_Simon_IMG_2567
Пожалуй, даже "чайник" знает, что такое флэшка. Название происходит от английского слова flash (вспышка). Ее автор и разработчик, профессор Тель-Авивского университета Семен Лицын, говорит о своем детище: "Флэшка - это вчерашний день". На старте и в разработке у изобретателя, ученого, предпринимателя - новые свершения в области электронных устройств.

Галина Маламант Фото автора

Семен Лицын репатриировался в Израиль в начале 1991 года, во время войны. О переезде и своей былой деятельности шутит:

- Мне было, как в известной сказке, 33 года, - улыбается он. - До этого я, видимо, просидел на печи.

Родом Семен из Харькова, жил в Перми, учился в Ленинграде, в ЛЭТИ. Занимался теорией передачи и хранения информации, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. Почти 10 лет преподавал на электротехническом факультете Пермского политехнического института. За это время опубликовал в советской и зарубежной научной периодике более полусотни научных статей. И это все - "на печи", по его выражению.

- Находятся такие, кто называет репатриантов 90-х "колбасной алией". Разве можно так сказать про вас?

- Как и многие другие, до приезда сюда я не имел представления о том, что происходит в Израиле и насколько здешняя жизнь может быть отличной от той, нашей. В течение нескольких последних лет перед репатриацией я бывал с научными целями в США и разных странах Европы, и у меня была возможность переехать практически в любую из этих стран. Израиль был моим сознательным выбором, основанным на том, что я увидел и понял. Но в большей мере мною двигало национальное самоопределение: еврейский компонент в моем мироощущении был доминантным, что и определило выбор в пользу Израиля.

- Как продвигалась здесь ваша научная работа?

- По приезде я послал свое резюме во все вузы, где имелись инженерные факультеты, и получил предложения отовсюду, кроме Холонского технологического колледжа. На то время в Израиле хай-тека как такового не было, все было сконцентрировано в больших компаниях, а маленькие фирмы и старт-апы появились в середине 1990-х. Я понял: то, чем я занимаюсь, может найти приложение, я могу разговаривать и с инженерами, и с учеными, и соединять эти два типа деятельности. Как правило, те, кто работает в фирмах высоких технологий, не умеют сформулировать задачу в форме, понятной ученым, а ученые не могут понять проблемы специалистов этих фирм, так как недостаточно сведущи в технологиях. Я хорошо понимаю, что делается в обоих мирах, и помог заставить их эффективно взаимодействовать.

Задумка Семена осуществилась. Он начал с того, что стал консультировать компании. И до сегодняшнего дня работает множество различных устройств, для которых он разрабатывал методы, алгоритмы, в основном, в области связи и хранения информации. В общей сложности у Лицына свыше 50 патентов на изобретения. В 1999 году Семен Лицын познакомился с Амиром Баном, вице-президентом компании "M-Systems", которая занималась разработкой устройств на основе flash-памяти, предназначенных для хранения данных в экстремальных условиях внешних механических и электромагнитных воздействий, в первую очередь, для военных целей. В том же году Лицын стал консультантом компании "M-Systems", и как раз это время пришлось на разработку первой флэшки. Перед учеными стояла задача записывать информацию так, чтобы она запоминалась устройством и оставалась на нем даже при отключенном электричестве.

- Тогда и появилась первая флэшка, - рассказывает Лицын. - То есть как устройство она была изобретена в Израиле, хотя потом возникали разногласия по поводу того, где и как она впервые появилась. Проект инициировал генеральный директор "M-Systems" Дов Маран, Амир Бан занимался программным обеспечением и совместимостью, чтобы компьютер воспринимал флэшку так же, как диск, а я вел проекты, ориентированные на то, как сделать систему записи на флэшку и как удешевить ее.

- Условно говоря, у вас было разделение труда.

- Очень много людей участвовало в работе. Проекты, которые вел я, привели к существенному улучшению процедуры записи информации на флэшку, которая позволила увеличить плотность записи в 4 раза. Преимущество достигалось за счет того, что менялся способ записи и считывания информации. Все флэш-устройства сейчас используют разновидности этой технологии, но тогда это был скачок, который позволил им стать доступными и конкурентоспособными. Не могу не добавить несколько слов о своем друге Амире Бане. Этот талантливый человек вместе с программой "Junior", которую он написал, - семикратный чемпион мира по компьютерным шахматам. В 2006 году компания "M-Systems" была продана американской компании "Sandisk" за 1,6 млрд.долларов. Мой проект был основной причиной покупки компании "M-Systems", потому что он давал ощутимые преимущества по сравнению с технологиями, которые были на тот момент у остальных компаний в мире. Однако сегодня можно сказать: время флэшки проходит. В последние 5 лет ее продажи постепенно уменьшаются.

- Появилась замена?

- Естественно. Сегодня нет смысла носить с собой флэшку со снимками, так как есть возможность подключиться к Интернету в любой момент из любого места. Фотографии, презентации и документы можно держать в памяти Интернета - так называемом "облаке". Преимущество флэшек в том, что они обеспечивают лучшее соотношение между мобильностью и стоимостью записи на единицу хранения информации. То есть если нужно сохранить тысячу снимков, нет ничего лучше, чем flash-память: и компактная, и дешевая. Flash-память используется во многих устройствах. Недостаток ее в том, что она несколько дороже, чем магнитная память, но доступ к информации значительно быстрее при использовании flash-памяти. Однако на магнитной памяти плотность записи гораздо больше, а удельная стоимость записи намного меньше. Поэтому сейчас стараются так или иначе совместить лучшие свойства этих устройств. Сейчас я работаю над несколькими новыми проектами. В 2012 году я совместно с Гилем Розенманом и Дороном Майерсдорфом основал компанию "Storedot". Основной ее продукт связан с разработкой батареек для телефонов, которые заряжаются меньше, чем за минуту. При основании компании нам инвестировали в качестве первого вложения 6 миллионов долларов. Менее чем через год, когда у нас уже был прототип батарейки (которую еще нельзя продавать, но уже можно демонстрировать, как она работает) начали второй раунд - нашли более 40 млн.долларов в качестве инвестиций, из которых 10 миллионов долларов вложил Роман Абрамович - мы смогли его заинтересовать. Продавать батарейки, или flash-charging system, будем не мы. Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшими производителями телефонов. Во второй половине 2016 года надеемся появиться в одной или нескольких моделях смартфонов ведущих производителей. Еще один проект относится к спутниковой связи, интерес к которой возник потому, что более 3 миллиардов людей в мире не имеют доступа к Интернету - на территории их обитания нет связи. Например, в отдаленных районах Сибири доступ к медленному Интернету имеется только в почтовых отделениях, и то не всегда. Сейчас есть конкурирующие проекты, которые ведутся "Гуглом" (Google), Элоном Маском, гуру современного хай-тека, и еще одним гуру - Ричардом Брэнсоном. У них есть свои носители для запуска спутников. Речь идет о запуске 600-700 спутников на достаточно низких орбитах (порядка 1 тысячи км.). Это позволит создать на основе космических спутников нового Интернет-провайдера, с помощью которого к сети подключат отдаленные районы Земли, находящиеся сейчас вне покрытия "всемирной паутиной". Я разработал алгоритмы, которые позволяют увеличить пропускную способность - скорость передачи информации в спутниковых системах - на 15-20% по сравнению с существующей. Надеюсь, ими заинтересуются те, кто собирается запускать спутники.

- Каково положение израильского хай-тека в сравнении с другими странами? Согласно распространенной информации, талантливая молодежь стремится покинуть нашу страну. Так ли это?

- Коренные жители в незначительном количестве покидают страну. В большей мере это относится к репатриантам. Менее укорененным людям легче принимать подобные решения. Бывают разные обстоятельства, и осуждать этих людей не стоит. Например, невозможность устроиться в университеты по специальности - выпускают гораздо больше специалистов, чем этого требуется, а уровень образования в университетах достаточно высок. В области же высоких технологий нет другого такого места на земле как Израиль. Если кто-то заинтересован воплощать свои идеи, организовывать start-up, то Израиль - самое привлекательное место для того чтобы этим заниматься. В нашей стране есть эффективно работающая система для создания своих компаний, здесь это легче, быстрее и проще сделать - я знаю, как такие вопросы решаются в других странах. Поэтому Израиль и притягивает много денег: вероятность успеха start-up компании здесь намного выше, чем в других странах. Особенно хорошо все складывается у молодежи. Причем очень успешно работают молодые репатрианты, которые организовывают свои start-up компании.

Litsyn_Simon_IMG_2573

- Каковы ваши обязанности в университете?

- Я преподаю, у меня есть студенты, которые под моим руководством разрабатывают проекты. Занимаюсь научной работой, связанной больше с теорией, чем с практикой. В теории есть такие направления, которые сейчас не применяются на практике, но станут таковыми через многие годы. Мы живем в эпоху начального этапа революции инноваций в области технологий, которая существенно изменит жизнь людей. Происходит гигантский скачок в области потребления информации. Особенно серьезные изменения ожидаются в медицине. Такие средства передачи информации как газеты и книги уходят в прошлое. В XVIII веке за всю жизнь человек получал столько же информации из прочитанного, сколько сегодня школьник - в течение недели. Сегодня уже сложно подобрать критерии, каких людей следует считать образованными. Я знаю таких, которые прочитали за жизнь всего несколько книг, но они весьма грамотные и образованные люди.

- А вы ведете подсчет, сколько книг прочитываете за год?

- Все меньше и меньше. Так много важной для меня информации, что, к сожалению, у меня не хватает времени на книги. А когда-то нормой была книга в 2-3 дня…

Litsyn_Simon_IMG_2564

- Существует расхожее мнение о программистах: в их жизни нет места живому общению. Каков в этом плане алгоритмист?

- У меня много увлечений, но времени на них мало. Люблю оперу, классическую музыку, часто езжу на оперные фестивали. Люблю путешествовать. Увлекаюсь вином – как в качестве коллекционера, так и дегустатора. У нас дома есть холодильная комната на 500 бутылок вина, и я постоянно уменьшаю и возобновляю коллекцию. Страстный болельщик баскетбола, фанат тель-авивской команды "Маккаби" - посещаю практически все ее матчи в Израиле и за рубежом, когда она выходит на финальные соревнования.

- Адреналин играет?

- Вся моя жизнь - это всплеск адреналина. Я сейчас вплотную занимаюсь старт-апами. Это требует общения, умения внушить доверие, убедить людей в необходимости стать инвесторами в надежде, что их вклады принесут доход. Очень нервная деятельность, скажу я вам. Нужно ведь не только придумать и произвести продукт, но и продать его. Почему область высоких технологий пользуется популярностью? Потому что ни одни вложения не дают такого прироста капитала. Но и риск существенно выше. Могу похвастать, что довольно много известных людей, как в Израиле, так и из-за рубежа, инвестируют в мои компании.

- Жена разделяет ваши увлечения?

- Я сумел уговорить Лену ходить со мной на баскетбольные матчи, и она ими тоже увлеклась. Взамен пообещал, что буду посещать с ней кружок аргентинского танго, но в этом я ее подвел. Хотя на самом деле, наверное, помог: в танцах я могу только мешать.

Опубликовано в газете "Новости Недели" 22.04.15

На сайте ИсраГео

Комментариев нет:

Отправить комментарий