суббота, 12 декабря 2015 г.

Маэстро Шаинскому - 90!



В 2000 году всемирно известный композитор Владимир Шаинский репатриировался в Израиль, где прожил один год. "Всего один год", или "целый год"? Похоже, даже находясь на родине предков, он понимал, что это – "целый год".


«Я - простой советский композитор...»

 

- Давно подмечено: «Всякое сравнение хромает». Вас нередко сравнивают с Исааком Дунаевским, – как Вы к этому относитесь?

- Я отношусь к Дунаевскому с безграничным уважением. Все же мне хотелось бы подчеркнуть, что мы очень разные. В чем наша разность – пусть об этом говорят музыковеды, если наступит время, когда мое творчество будет подвергнуто научному исследованию. Не припомню, чтобы даже творчество Исаака Осиповича было подвергнуто подлинному музыковедческому исследованию, а зря. Что же касается музыкальной критики – она всегда была служанкой Союза композиторов: критики всегда знали, кого и когда ругать или хвалить. Негласной опале в Союзе композиторов я подвергался, но у моего творчества были сторонники среди «верхов», и они не очень-то прислушивались к «руководящим» откликам из Союза композиторов, которые распространялись на рядовых композиторов, каким был я: «Я – простой советский композитор», - так всегда я говорил и чем очень гордился. Сравнение с Дунаевским меня радует: его песни стали массовыми, эмоционально и возвышенно объединяли народ, могли конкурировать с серьезной музыкой, например, с бетховенскими  темами.

- Ваши песни тоже подхвачены  народом, и с этой позиции их можно назвать народными.

- Но не потому, что их кто-то специально пропагандировал...

- И все же Вы достигли широкого признания: Ваши песни у всех на слуху, а сами Вы –  «наедине со всеми», как поется в  песне, автором музыки которой Вы являетесь.

- Автор стихов – Анатолий Поперечный. Накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, это был последний фестиваль в бывшем Советском Союзе, ко мне обратилась редактор, которая участвовала в подготовке мероприятия. Она предложила познакомиться с этим стихотворением Поперечного. Когда работаешь над готовым стихотворением, всегда какую-то модификацию делаешь. Это я уже сам досочинил (поет):

Из тысячи планет

Такой зеленой нет,

Из тысячи планет

Такой любимой нет...

Получилась популярная песня, она завершала фестиваль, это был в какой-то мере и мой апофеоз. Ее первым исполнителем был Валерий Леонтьев. На той волне нашего сотрудничества он уже несколько песен моих исполнял.

- Быть постоянно «наедине со всеми»,  на виду – не утомительно?

- Нет! Более утомительно – быть в неизвестности. Композитору, человеку искусства очень плохо пребывать в безызвестности, об этом даже есть «ходячая» безымянная эпиграмма:

«Никем не узнан и не признан,

Бродя по свету, словно тень,

Он занимался онанизмом

В международный женский день...»

Лет 20 назад за эти строки меня бы «достали» СМИ – эти всеядные средства массовой информации, сочтя их непристойными. Сейчас акценты смещены...

- СМИ Вас в большей степени жаловали. Или «доставали» все же?

- Да-а! Сколько хочечешь! Каждый год – новые небылицы обо мне. Можно бы и гордиться таким свидетельством неутихающего интереса и незатухающего пиара вокруг меня, белого или черного, – любой пиар льет воду на нашу мельницу... Несколько месяцев назад, едва мы с женой приехали из Израиля в Москву, Светлану известили, что мы с ней развелись – это стало известно из телепередачи, где якобы я пообещал начать новую жизнь: развестись с женой и бросить пить... Для того, чтобы бросить пить, мне бы следовало прежде начать пить, но вот жена не разрешает...

 

«Она мне запала в душу...»

 

- Послушный муж – находка для жены... Где, как она Вас нашла? Или Вы ее нашли?

- Это было давно, в декабре 1983 года. Светлана приехала из Алма-Ата в Москву, поступила в полиграфический институт, устроилась на работу в Союз композиторов РСФСР бухгалтером – с помощью тети, которая занимала в аппарате солидный пост. Я заехал в Союз после дачи, нужна была срочно справка какая-то, и одет был по-дачному: сапоги-луноходы, куртка... Эту справку поручили отпечатать Светлане. Как только я ее увидел... Высокая, представительная... Я даже не предполагал, что ей еще нет 18 лет... К тому времени я был разведен уже несколько лет с первой женой: «Жеребец гулял по воле», как поется в песне... Света стала печатать одним пальчиком справку, а я только и думал: «Пусть подольше печатает...» Печатала она  оч-чень долго, мы разговорились, познакомились. Света дала мне свой телефон, я не знал, что это – номер телефона ее тети. Знал бы – может, и звонить бы не стал... Но она мне запала в душу! Мы долго встречались, а потом Света переехала ко мне, в 1986 году мы поженились. Я разошелся с первой женой, потому что у нее стал портиться характер. У моей второй жены характер раз в сто хуже!.. Но – люблю! И никогда не возникнет мысль жениться в третий раз...

- Чем занимаются Ваши дети?

- Иосиф – старший сын, родился в 1971 году. Он от первого брака,  живет в Москве с мамой. А со Светланой у нас двое детей. Вячеслав родился в 1987 – в тот год, когда мы поженились. Я не сразу обнаружил в нем музыкальные способности – я строг в оценке. А сейчас убедился, что он опережает меня в музыкальном развитии: в таком возрасте я не мог делать того, что сейчас умеет делать Славик. Я еще не умел ходить и говорить, как стал запоминать мелодии. Но свою первую песню на стихи написал в 17 лет, а Славик – в 4 года, причем слова он сам же сочинил, потом ее запел весь детский сад: «Телевизор не включай, потому что пьем мы чай...» А под мелодией песенки я бы и сам подписался... Компьютер, спорт, танцы – его увлечения. И первое выступление  Славика на сцене было не как музыканта, а как танцора – он выступал во Дворце съездов с ансамблем танца Центрального телевидения, ему тогда было 4,5 года. После концерта мы пошли искать Славика, за кулисами – суматоха: родители, дети. С трудом нашли его в уголочке, он стоял и плакал...

- А если  случается, что дочка слезы льет, Вы поете ей свою песню: «Не плачь, девчонка»?

- (Смеясь) Не мешало бы... Анечка родилась в 1990 году, она серьезно занимается музыкой... Хорошо танцует, спортивная девочка. Тоже начинает сочинять музыку... Единственное, чем я недоволен, – иногда детишки подлениваются... Но я и сам был лентяем!

- Кто из Ваших родителей был музыкально одарен?

- Я думаю, оба. Я почти не встречал евреев, музыкально не одаренных. В нашем доме любили и знали оперу. Меня водили слушать оперу с раннего детства, и никому бы не пришло в голову повести на эстрадный концерт. Мама, Ида Менделевна, к моим занятиям музыкой относилась строже, чем я или Светлана к нашим детям. Отец, Яков Борисович, разошелся с мамой, когда я был совсем маленьким, и я познакомился с ним после службы в армии, когда мне было 20 лет.

 

«Евреи – лучший народ планеты...»

 

- Рассказывают, что сын Вениамина Каверина как-то приходит к отцу, и спрашивает: «Кто такие евреи?». «Есть такая нация, люди такие. Вот мы, например», - отвечает отец. «Вот ужас-то!» - поразился сын... Как Вы относитесь к своим корням? Вас не ужасало, не мешало по жизни, что Вы – еврей?

- Я считаю, что евреи – лучший народ планеты, а вся планета перед евреями виновата – за бесконечные страдания миролюбивого народа. Нас смеют обвинять, что мы убили Иисуса Христа. А на самом деле евреи заложили основы человеческой морали, отношению к личности: «не убий», «не укради», – без которых нет нормального общества. Ведь даже в высокоталантливой Древней Греции не считалось преступлением убить или украсть.

- Было много высказано недоумений по поводу Вашей репатриации в Израиль: «Признаный! Известный! – а туда же...» А Вас, выходит, на историческую родину к соплеменникам потянуло...

- Первый раз поехать в Израиль я задумал в 1948 году, когда там началась война за Независимость. Я тогда учился в консерватории, антисемитизм расцветал в Советском Союзе буйным цветом, но мы думали, потому что хотели так думать, что товарищ Сталин об этом не знает. Хотя в духовом оркестре, где я работал, служа в армии до 1946 года, о Сталине отзывались неуважительно, а уголовники дали ему кличку «Ус». Когда мы узнали о событиях в Израиле, я, 22-летний, и двоюродный брат 17-ти лет, помчались в Еврейский антифашистский комитет. Там уже была толпа еврейской молодежи – все желали записаться в израильскую армию. Мы наивно полагали, что нас отправят поддержать Израиль, как в свое время отправляли добровольцев в Испанию. Желающих внесли в списки и велели разойтись по домам: «Когда надо будет, мы вас найдем». А через несколько дней начались повальные аресты записавшихся. К счастью, сотрудники антифашистского комитета большую часть списков уничтожили. Только в 1952 году я узнал, что арестованных расстреляли... Желание уехать в Израиль у меня не пропадало никогда. Вместе с тем я оставался воспитанником комсомола, и сейчас верю, что коммунистические идеи не такие уж бредовые.   

- Не потому ли Вы баллотировались в России в предвыборных кампаниях?

- Баллотировался дважды, но не от коммунистов. Этот шаг можно было бы назвать правильным, если бы за этим последовали большие деньги... На первых выборах я не догадался попросить, а на вторых я уже понял, что идет «отмывание» денег. Меня возмутило поведение так называемых «демократов» в России, а на самом деле эти люди разграбили страну... В одиночку я бы не смог противостоять воровству, полагал, что соберутся честные люди, независимо от политических убеждений. Но все мои резкие формулировки из программы были вычеркнуты, и я понял, что все – бесполезная трата времени.

 

«Без проблем жить скучно»

 

- Все ли благополучно складывалось на Земле Обетованной?

- Место, где нет проблем – это только рай, но почему-то никто не торопится переселяться туда... Проблемы есть везде, без них жить было бы скучно. Проблемы закаляют и делают жизнь интересней... Где нет суровой среды, там кожа размягчается, теряет защитные функции, а при первых же невзгодах человек скисает и гибнет...

- Вы планировали по приезде в Израиль создать театр Шаинского. Почему решили выразить себя через театр, и как осуществляется этот план?

- Я с это мечтой не расстался,  и никогда не расстанусь. До сих пор мои мюзиклы ставились в театрах России. В Израиле мне это устроить сложнее. Видимо, здесь более суровая конкуренция среди людей искусства – здесь много талантов. Все евреи – таланты...

- Но признанных талантов не так уж и много...

- Зато много непризнанных и пока не узнаных... Я не считаю, что должен работать локтями: все уляжется, пойдет. На данный момент у меня есть не менее серьезная задача: благодаря благодатному израильскому климату я растолстел, и надо восстановить спортивную форму.

- Вы же – заядлый подводный охотник! А подводное плавание?!

- Это – пожалуйста! Но при этом нет великой физической нагрузки, это скорее – веселье и интерес... Хотя убивать живые существа, и в том числе рыбу, считаю аморальным... Особенно, если рыба крупная, с меня ростом – потом жалко становится...

- Альхен из «12 стульев» воровал, и при этом краснел, Вы – убиваете и жалеете при этом...

- (Заразительно смеясь): Да-да-да! Но – краснел... Но – воровал!.. Я постараюсь перейти на другой вид спорта. Мне подходит серфинг, это – массовое увлечение молодежи... Я никогда не занимался серфингом, как таковым. Разве что винт-серфинг осваивал, мы тренировались вместе с женой...

- В серфинге важно «поймать волну». Вам удается  ловить другого рода волны, музыкальные. Ваши песни  легко слушаются, запоминаются... Сочиняются они так же легко?

- По-всякому! Но если идет натужно и трудно, я бросаю данную тему. Когда что-то делается трудно и нудно, это чувствуется в результате работы.

- Музыка Ваших песен положена на  стихи разных поэтов. Какие поэтические строки становятся Вам близкими, насколько они соответствуют Вашей личной жизни?

- И композитор, и автор стихов должны уметь перевоплощаться так же, как актер. Я должен прочувствовать то, что написано поэтом, проникнуться и содержанием, и ритмом, вжиться в образ героя. А потом пытаюсь представить: идут люди, масса людей, и поют... Если удается представить такую картину, то есть шанс, что песня получится. Если такая картина не рисуется в голове, то и песни не будет. Можно ли представить, к примеру: идет толпа нарду и поет: «Я волком бы выгрыз бюрократизм»?.. (Поет): «Я во-о-лком бы-ы...»

- КВНовские состязания начинаются с Вашего гимна: «Мы начинаем КВН...», Вы дружите с КВНщиками. А с юмором дружите?

- Я, со свойственной мне «скромностью», считаю, что дружу. А молодежь, может, считает, что старик уже из ума выжил... Иногда приходится наблюдать ироничное отношение к себе со стороны своих детей. Я стараюсь не обижаться, тем более, близкие знают все мои недостатки, я у них словно под микроскопом.

- «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...» - пожалуй, эта песня не менее популярна, чем «Happy birthday to you». Не бывает такого, чтобы в русскоязычной компании ее не исполняли для именинника...

- Ее поют уже давно и на японском языке. А скоро выйдет диск, где Крокодил Гена, Чебурашка и другие герои моих детских песен запоют на иврите...

- «К сожаленью, день рожденья только раз в году»... Скажите, с высоты Вашего возраста: к сожалению, или к счастью – всего раз в году день рождения?

- Я нахожусь в такой отличной форме, что не чувствую свой возраст. Есть талантливая песня Игоря Николаева: «День рожденья – грустный праздник». Меня абсолютно не пугает количество лет, мне ближе песня «Мои года – мое богатство».

 

ЛЮБИМЫЕ:

 

Певец «Я не выделяю никого. Сегодня нравится, как поет Басков, а некоторые смеются, говоря, что у него голос «голубого». Первой исполнительницей моих песен была 16-летняя Алла Пугачева. Не ожидал тогда, что она так высоко взлетит, но мы дружили, она бывала у нас дома. Сейчас у нее другие песенные критерии, а я не могу сказать, что в диком восторге от ее пения»

Напиток «Не спиртное. Что-нибудь сладенькое... В последнее время – грэйпфрутовый сок. Можно – томатный сок»

Сигареты «Курил 22 года кряду, дошло до четырех пачек в день. 7 декабря 1977 года бросил»

Время года «Все времена года обожаю, но это зависит от конкретной ситуации. Даже жару обожаю: если в Израиле каплет пот со лба, то на Кубе шла сплошная струя. Осень, когда прохладно, – время подводной охоты. Вода становится холодной и прозрачной, можно увидеть интересные вещи. Трижды не мог найти дорогу из-подо льда. Один раз даже прощался с жизнью, но мне удалось пробить головой толстый лед»

Время суток «Раннее утро, рассвет: я тогда еще верю, что что-то хорошее сумеею сделать за день»

Праздник «В России – Новый год. Но надеюсь, и даже уверен, что Рош а-шана станет моим любимым праздником».

Город «Ашдод... Хотя на первом месте – самый необыкновенный город в мире – Иерусалим. Когда подъезжаешь, кажется, что он с неба спускается...»

Анекдот «Советское время. По Тбилисси идет последний трамвай. Кондуктор одна в вагоне, дремлет. Входит мужчина: «Сколько стоит билет?» Она отвечает, что 3 копейки. Он протягивает 3 рубля: «Сдачи не надо!» Через какое-то время мужчина говорит: «Курить хочется! Наверное, в трамвае нельзя?» Кондуктор отвечает: «Кури, дорогой! Тебе – можно!»

Из досье:

12 декабря 1925, г. Киев – дата и место рождения;

1949 - диплом консерватории, квалификация – «солист-скрипач»;

1965 - диплом консерватории, композиторский факультет.

Лауреат международных фестивалей и ежегодных телеконкурсов «Песня года». Обладатель приза Исаака Дунаевского – за самое большое количество Дипломов лауреата телевизионного фестиваля «Песня года». Лауреат премии искусств Германии.

Струнные квартеты, симфонии, мюзиклы, десятки мелодий из популярных художественных и мультипликационных фильмов, более 300 песен, многие из которых стали популярными – многообразно творчество Шаинского.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После интервью я спросила у маэстро, можно ли его сфотографировать.
- Можно, но только во время моего показа, как я расправляюсь с рюмкой водки! - ответил Владимир Яковлевич.
И, несмотря на уговоры Светланы выбрать другую позу, все же продемонстрировал свой коронный трюк: стоя на одной ноге, не пролив ни капли, выпил содержимое рюмки, которую установил на тыльной стороне ладони.




Интервью опубликовано в книге Галины Маламант "Наедине со всеми".


В 2004 году Владимир Шаинский переехал в США, где получил вид на жительство. Живёт на две страны, в России и США. Имеет два гражданства — Российской Федерации и Израиля.

До 120, Владимир Яковлевич!

Комментариев нет:

Отправить комментарий