среда, 15 августа 2018 г.

Дина ТУМАРКИНА: «МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ТЕАТР»



Сегодня — день рождения Дины Тумаркиной, Народной артистки Азербайджанской республики,
Лауреат Государственной премии. До 120, Дина Иосифовна!


Это интервью много лет назад было опубликовано в газете "Новости недели". С той поры у Дины Тумаркиной не было ролей в спектаклях. Сегодня она читает со сцены стихи — Пастернака, Ахматовой, Ахмадулиной... Своим неповторимым голосом актриса, словно кистью, рисует картины сюжетов, раскрывает поэтические образы. И каждое стихотворение становится ролью, и каждую роль можно смело добавить в общий список сценических ролей.

«Эта болезнь ей подходит...»

- С утра – так выглядеть! Вы – «жаворонок»?
- Да! В 6 утра я уже была в бассейне, плавала. Очень удобно, когда бассейн – через дорогу от дома... Я всегда люблю встречать восход солнца, где бы ни находилась. Особенно – на отдыхе... Отдохновение, блаженство и надежда, всегда – надежда!..
- Работа актера всегда сопряжена с дисциплиной. Вы и сегодня строите графики, соблюдаете режим?
- Меня отличает исключительная дисциплинированность, в этом не стыдно признаваться. Я всегда приходила на концерты или спектакли задолго до начала, никогда не позволяла себе опаздывать. Графики не строю, но всегда знаю, что и когда мне надо делать.
- Один из словарей трактует весьма любопытно слово «игра»: «Игра – это репетиция жизни». Сегодня у Вас – сама жизнь. Какова она без репетиций?
- Сегодня, когда я не работаю в театре, очень тоскую по сцене. Я с раннего детства знала, что буду актрисой, и стремилась к этому. Обстоятельства сложились так, что еще и технический ВУЗ заканчивала... Но моя жизнь – это театр. Может, слова звучат выспренне, но это – правда. И радость погружения в работу, и поиски, и неожиданность находок – это счастье тех людей, кто прикоснулся к театру, или по своей сути призван в нем работать...
- Инженером, в соответствии с образованием, удалось поработать?
- Да, на преддипломной практике! Но я совершенно не жалею, что училась в техническом ВУЗе, потому что у нас был блистательный драматический коллектив в институте. На наши спектакли невозможно было пробиться, даже стояла конная милиция... Вся моя жизнь в институте была в драматическом кружке. Заведующий кафедрой марксизма-ленинизма (он страшно картавил, но находил для своей речи только слова с буквой «р») сокрушался: «У стагшего пгеподавателя кафедгы магсизма-ленинизма – консультация, а у товагища Тумагкиной – гепетиция...»
- Все еврейские родители желали видеть своих дететей врачами, адвокатами, инженерами... Полагаю, Вы пошли учиться на инженера по наставлению родителей...
- Мой отец тяжко болел. Был период: одновременно лежали в больнице отец, брат и бабушка... Материально мы были несостоятельны... Мой папа всегда твердил: «Я должен выполнить свои обязательства по отношению к тебе, чтобы у тебя была твердая почва под ногами...» Моя «твердая почва» в виде диплома лежит без надобности в ящике... А я с детского сада рвалась в театр!
- Как родители отреагировали на то, что Вы сменили «твердую почву» на «зыбкую сцену»?
- Как на данность: от судьбы не убежишь... Позже папа уже гордился мной.
- А Вы, наверняка, гордились отцом: Тумаркин Иосиф Борисович – известная, неординарная личность...
- К 200-летию Одессы была издана книга «Кто есть кто», там есть страницы, посвященные отцу, и страницы, посвященные мне... Я была взволнована, когда обнаружила наши имена среди достойных людей города. Папа поначалу был электриком, закончил техническое училище. Но всю жизнь он жадно любил литературу, и с ранней молодости выписывал понравившиеся ему пословицы, поговорки, афоризмы. До начала войны его призвали в армию. Когда началась война, мы – мама, младший брат Леонид и я, - не знали, где он, и что с ним... С трудом выбрались из Одессы в Новороссийск, затем в Краснодар, потом в Башкирию: «блуждающие звезды» - мы блуждали в попытке эвакуироваться... А папа был капитаном, потом майором, комиссаром полка. Был несколько раз ранен, но продолжал, даже на войне, выписывать изречения... После войны вернулся в Одессу, работал заместителем начальника Одесского порта по политчасти, и продолжал заниматься любимым делом... А потом сказались раны военного времени. 25 лет он был прикован к постели, ему ампутировали ногу. Его собранными литератуными материалами заинтересовались, и в Одессе издали книжку «Золотые россыпи», она пользовалась невероятной популярностью, выдержала семь изданий. «Золотые россыпи» открыли путь многим последующим изданиям «Крылатых слов и выражений», и они даже по схематичности построения напоминали папины сборники... Папа сам переплетал свои рукописи, собралось около 600.000 афоризмов, поговорок и пословиц разных стран и народов. Папе было 69 лет, когда он ушел из жизни. Мама после ухода папы подарила его рукописи в музей Истории Одессы.
- Папа оказал влияние на Ваши интересы? Что Вы унаследовали от отца?
- Я очень многое унаследовала от него, даже внешне похожа на него. И похожа во многих человеческих проявлениях. Я была не просто его дочерью, я была его другом... Могла поделиться с папой тем, чем не могла поделиться с мамой, хотя я и ее безумно люблю. Ей сейчас 94 года...
- Кто еще оказывал на Вас влияние, занимает важное место в Вашей жизни?
- Мой педагог, еще по самодеятельности, Иосиф Львович Беркович – мудрейший, добрейший, очаровательнейший человек. Борис Львович Флауменбаум – профессор, преподаватель нашего института, который что-то сразу узрел во мне. Михаил Еремеевич Тилькер –режиссер, педагог, Лия Исааковна Бугова – актриса русского театра, мой педагог... А самым направляющим вектором стала Алла Константиновна Тарасова, когда я впервые посмотрела «Без вины виноватые». После этого, я была в классе девятом, приехала в Москву, и попыталась с ней встретиться. Подошла к двери МХАТа, позвонила... Это был отважный шаг, но меня отправили восвояси: «Алла Константиновна не принимает, а по вопросу приема на учебу и речи быть не может!». Это было горько слышать, но от своей идеи стать актрисой я не отказалась. Как-то большая группа известных киноактеров приехала на гастроли в Одессу, и Флауменбаум познакомил меня с ними. В этой группе актеров была актриса Кузнецова, и она сказала про меня: «Эта девочка больна, эта болезнь ей подходит, и она должна идти в театр». И сказала, чтобы я приехала в Москву, но этого не случилось...

«Быть убедительным для зрителя...»

- Наверняка, и «роли сыграли роли» в Вашей жизни...
- Несомненно... В каждую роль мы вкладываем все, что есть в нас, и что мы представляем себе для данного характера, и – хочешь-не хочешь – каждая роль имеет отдачу в тебя...
- Иногда актерам приходится показывать образ своего антипода... Актерская профессия предполагает раздвоение личности?
- Ни в коем случае! Это – владение актерским мастерством, таким образазом, чтобы суметь оправдать поступки даже антипода, чтобы его характер был убедительным для зрителя.
- Как «подбирались» к ролям?
- Это настолько индивидуально, а порой мучительно... Одна моя героиня из пьесы «Шестой этаж» делала всем гадости. А по сути она была жалка и несчастна в своем одиночестве. Не получалась у меня с ней... И вот однажды во время репетиции я налепила себе бородавку, и начала из нее выдергивать волоски... И вдруг для меня прояснилось: героиня, как эта бородавка, лишняя, ненужная, неприкаянная...
- «Шишка на ровном месте...»
- Шишка! На ровном месте! Да еще сама из себя выдергивающая гадости, как волоски из бородакви... Мне стало так жаль ее...
Когда репетировали «Шаги Командора», я все искала пути, как приблизиться к Наталье Николаевне Пушкиной. И поняла, что в общении с высшим светом моя героиня застегнута на все пуговицы... Она даже дышит иначе, она – словно в туго затянутом корсете. И только в своем желании достучаться до Пушкина она бесконечно искренна, и еще – открыта к своим детям. Это был точный, убедительный ход!.. Немало мне помогла понять героиню режиссер, Гюля Гюльахмедова-Мартынова – мы с ней с головой погрузились в исторические материалы пушкинской эпохи. С ней, кстати, я сделала немало интересных ролей в театре: я очень ее люблю, мы и сейчас дружны.
- Ваш театральный путь всегда был гладким?
- Нет! Нет-нет-нет-нет! Но дикое желание работать, верить в возможности сценических воплощений, и в то, что я могу что-то сделать, не принижая себя завистью, - придавали сил, сглаживали этот путь...
- Говорят: «Актер – кладбище несыгранных ролей». У Вас остались нереализованные мечты?
- А как Вы думаете?! Я могу сейчас говорить, что имела право сыграть Анну Каренину, Марию Стюарт... По-разному складывались обстоятельства, репертуар... Приходилось слышать сожаления режиссеров, что им не случилось со мной сделать ту или иную роль... Да и мы сами – всегда ли мы объективны к себе? А вдруг по праву не заслужили той роли, которая желанна?.. Но таким образом и возникает «кладбище несыгранных ролей»...
- Есть различие между сценами Одессы и Баку и театральными подмостками Израиля?
- Сцена – всегда сцена, театр – всегда театр. Весь вопрос: какой театр? Есть театр хороший, есть плохой... Как я себя в этом ощущала? В Одессе были прекрасные партнеры, и прекрасные спектакли, в Баку за 35 лет работы в театре бывало всякое. Я очень люблю взаимопроникновение: с актерами, с режиссерами, и тогда неожиданно даже плохая пьеса оборачивается творческими находками. Так, я однажды получила награду за лучшую женскую роль к 30-летию Победы в спектакле по не самой лучшей пьесе, не буду называть чьей.
- Что дало Вам «взаимопроникновение» - совместные выступления в концертах с профессором, пианистом Евгением Шендеровичем?
- Счастье! Счастье слышать Евгения Михайловича, счастье партнерства. У нас была одна концертная программа: «И ты, моя жизнь, прекрасна, безжалостна в беге своем...», но она каждый раз звучала по-разному. Это зависло от многих факторов, но каждое выступление не повторяло предыдущего. Это было представление из моих монологов и миниатюр, и волшебного звучания музыки в его исполнении. Общение с талантливым человеком тебя приподнимает, помогает тебе. Отдача зрителям и энергетика зрительного зала давали ощущение истинного счастья и неуемной радости.

«Жизнь безжалостна в беге своем...»

- «Жизнь безжалостна в беге своем...» Бег времени, бег жизни... Не жаль, что время так быстротечно?
- Я ощущаю бег времени, особенно в Израиле: мне кажется, что неделя состоит только из суббот. Едва одна суббота пролетела – другая грядет! Это связано с тем, что нет насыщенной деятельности. Бывают, правда, концерты, выступления по радио, участвую в рекламных кампаниях... В клубах, матнасах (домах культуры) встречаюсь со зрителями. У меня есть ряд программ: «Через всю жизнь» - о Пушкине, «Судьбой дарованные встречи» - а у меня было много счастливых встреч. Есть программа о войне, о женщинах. Рассказываю я и о папе - в программе «Золотые россыпи». Рассказываю о своей работе в театре... Мечтаю о хорошей роли... Востребованности хочу:
«Еще горю, еще свечусь –
без околичностей...
За все, что будет, расплачусь
своей наличностью...»
Я через всю жизнь пронесла одну фразу... Была пьеса Рощина «Начало», я играла там взбалмошную полковницу. И моей героине была обращена фраза: «Стареть надо достойно!». Время бежит, а есть такие вещи, от которых ты не убежишь... Надо все воспринимать достойно!
- То есть Вы философски подходите к своему юбилею...
- Это просто – одна из дат моей жизни, довольно внушительная, но в которуя я категорически не верю: как факт признаю, но внутренне сопротивляюсь, в душе я моложе лет на 20-30...
- Вы любите получать подарки?
- Я сама люблю дарить, делать подарки! На меня в театре порой даже странно смотрели, поскольку я из отпуска, с гастролей всегда и всем везла сувениры. Когда я еду куда-нибудь, прежде всего думаю: а что я подарю?
- У Вас целая коллекция миниатюрной пластики - фигурки весьма напоминают нэцкэ. Вам дарили эти работы, или сами для себя их приобретали?
- Я всегда любила собирать на морском побережье камешки, ракушки. Вглядываясь в каждый камешек, вдруг обнаруживала образ: то ли человечка, то ли зверька. Когда становится особенно грустно, я работаю над этими фигурками, и выходят весьма забавные поделки – скульптуры в миниатюре.
- Какой подарок попросили бы у судьбы?
- Только мира в мире, особенно в Израиле! Мира для сына и невестки, для своих замечательных внуков. Дожить до правнуков... Как-то я была в компании двух великих актрис: Софьи Гиацинтовой и Анастасии Зуевой. И вот Анастасия спрашивает: «Софьюшка, у тебя, поди, внуки есть?». Величественная, прекрасная, мудрая Гиацинтова отвечает: «У меня уже и правнуки есть!». Зуева стала хлопать в ладоши: «Ой, как хорошо! Ой, как хорошо!» «А что хорошего?» - спрашивает Гиацинтова. А Зуева отвечает: «Говорят, что тем, кто доживает до правнуков, Господь все грехи прощает...» Хочу дожить до правнуков – но не только чтобы все грехи мои были прощены... (Смеется).
- Случалось, выходит, грешить?
- Как каждому человеку...
- В жизни, считается, все можно отложить на потом: работу, встречи... Только любовь невозможно откладывать... Вам такое ведомо, Вы влюблялись?
- Конечно! Я же – женщина, эмоциональный человек, и актриса... Но вот уже 48 лет живу с родным и любимым, мудрым и хорошим человеком. Израиль Аронович Бухман работает на заводе, он – конструктор и создатель новых станков, профессор, кандидат наук.
- Чем занимаются Ваши внуки, от которых ждете правнуков?
- Все – невероятные патриоты Израиля! Сергей - старший внук, ему 21 год, учится в университете, будет программистом. Младшему, Мишеньке, 18,5 лет, он - пианист, учится в Америке, в консерватории. По тому, как я люблю детей, я могла бы быть матерью-героиней... Обидно, но у меня единственный сын, Александр. Когда он был маленьким, всегда просил: «Мамочка, роди мне братика или сестричку! Или хотя бы щенка!»... Саша занимается информационно-измерительной техникой, его жена Машенька – программист. Это они мне подарили внуков... Старости нет, это только взгляд со стороны окружающих. Человек вечно молод, исполнен желаниями... Я говорю об этом не только себе, но и всем...

ЛЮБИМЫЕ:
Актер: Алиса Фрейндлих, Фаина Раневская, Иноккентий Смоктуновский, Николай Плотников, Михаил Ульянов.
Книга, писатель: «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери. Писатель – Чехов»
Музыкальные пристрастия: «Люблю серьезную музыку, но джаз обожаю тоже»
Художник: «Не говоря о признанных мастерах, я большая поклонница двух израильских художников: Марка Точилкина и Инны Белоус»
Юморист, сатирик: «Очень люблю Жванецкого»
Художественный фильм: «Мужчина и женщина»
Сериал: «Сейчас мне любопытен сериал «Самозванцы», потому что там играет Ульянов – я его очнь люблю».
Блюдо: «Рыбные»
Напиток: «Минеральная вода и хороший зеленый чай»
Время года: «Осень, обязательно с дождем – я себя хорошо чувствую во время дождя»
Время суток: «Раннее утро и глубокая ночь... Я люблю бродить по городу ночью»
Парфюм: «Французские духи»
Праздник: «Новый год – всегда надежда...»
Город: «Два города мне очень дороги: Одесса и Баку, это – из той жизни. А в этой жизни я люблю Тель-Авив»

Анекдот: «Жена спрашивает мужа:
-Я похожа на идеальную женщину?
-Почти полное совпадение, - отвечает он.
-А в чем разница?
-Ты тяжелее на 50 килограммов...»

Из досье «НН»:

Дина Тумаркина — Народная артистка Азербайджанской республики;
Лауреат Государственной премии – за роль Натальи Николаевны Пушкиной.

Родилась в городе Одесса.
Диплом Одесского технологического института холодильной промышленности, инженер-механик.
Закончила театральную студию при Одесском театре Советской армии, курс Тилькера М. Е.
Работала в театрах:
Русский драматический театр Советской Армии – г. Одесса;
ТЮЗ – г. Баку;
Русский драматический театр – г. Баку;
1990 – репатриация в Израиль;
Работа на израильских сценах:
Театр при театральной школе «Бейт Цви», Беер-Шевский театр, «Габима», «Камерный».
Любимые роли в спектаклях:
Таня – «Таня» Арбузова, Люба – «Последние» Горького, Елена Андреевна – «Дядя Ваня» Чехова, Роксана – «Сирано де Бержерак» Ростана, Наталья Николаевна Пушкина – «Шаги Командора» Коростылева, Мария – «Мать Иисуса» Володина, Цвия – «Сад» Йосефа Бар Йосефа, бабушка – «Под одной крышей» Разумовской, Актриса – «Воспоминания» Иванова.
(В общей сложности более 120 ролей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий