вторник, 7 мая 2019 г.

Бедуины Галилеи ≠ бедуинам Негева




19 мая в Галилее начнется бедуинский фестиваль "Ночи Рамадана"

Поездка на север страны может порой показаться перемещением в другое измерение - настолько экзотическими предстают местные поселения. Не удивительно, что обычным явлением стало путешествие к друзам и черкесам. А вы бывали в Галилее у бедуинов? Есть шанс попасть сразу на праздник!

По приглашению Министерства туризма, израильские журналисты и блогеры познакомились с подготовкой к фестивалю.

Всего на севере страны находятся около двадцати бедуинских поселений, семь из них обладают статусом местного совета.
Численность израильских граждан бедуинского происхождения на севере страны - около 100 тысяч человек (в Негеве — до 70.000 бедуинов).


Скульптор Салах Алисат (האמן סאלח עליסאת), житель Галилеи.

Бедуин — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник»,  от арабского ба́дия - «пустыня». Со своей древней родины, из внутренних районов Аравийского полуострова, они издавна распространились по сирийской и египетской пустыням. Все бедуины подразделяются на племена и хамулы (кланы).

С историей галилейских бедуинов нас познакомил гид Муса:




"Будучи изначально пастухами, на протяжении ста последних лет мы кочевали по Галилее, имея дело вначале с османскими, а затем с британскими властями. Однако в дальнейшем значительная часть нашего сообщества установила тесные связи с пионерами еврейского поселенчества, пришедшими в этот регион. Мы стали селиться неподалеку от этих поселений и перенимать их опыт ведения оседлого хозяйства".

Басмат-Тивон / בסמת טבעון

Бедуины Галилеи давно покинули шатры и живут в добротных особняках:









В этом поселке мы посетили Центр бедуинского наследия.
Поселок был назван в связи с развалинами Басема, на которых он был застроен. Вторая часть названия, Тивон, была дана в честь соседнего города, а тогда - поселения, Кирьят-Тивона.
Основан Басмат-Тивон в 1965 году для бедуинских племён Араб-аль-Саадия и Араб-аль-Збейдат, переселившихся в данный район еще во времена британского мандата.
Окрестности населяют разные племена бедуинов. Примечательно, что поселения отделены друг от друга, как с точки зрения инфраструктуры, так и географически: все они расположены на разных холмах и разделены природным лесом, посадками и долинами. Так, в начале 90-х годов минувшего века в Басмат-Тивон переселились ещё 3 племени из округи, для размещения которых было выделено три отдельных территории, которые здесь именуют кварталами.

Основным занятием бедуинов издревле было кочевое животноводство, для бедуинов Галилеи главным образом - это овцеводство.







Соответственно, "По горам, по долам ходит шуба да кафтан".

В Центре наследия - деревянные скульптурные поделки, старинная утварь, принадлежавшая предшественникам местных бедуинов.












Между деревянными скульптурами Салаха Алисата и культурой его народа существует четкая связь: большая часть его работ связана с бедуинским наследием в Галилее. Его уникальные деревянные поделки рассказывают историю бедуинского общества: занятие на полевых работах, рождение, брак и другие обычаи, традиции и обряды.

Бедуины Галилеи ≠ бедуинам Негева

Бедуины Негева, как и Галилеи, также занимаются животноводством - разводят овец, коз, птицу. Не в меньшей мере они заняты выращиванием верблюдов.
Предпринимаются попытки сделать негевских бедуинов оседлыми жителями, однако это далеко не всегда получается. Это уже не дикие бедуинские племена, а вполне современные люди, но их уклад и быт сохраняются в аутентичном виде.



- Мы никоим образом не отождествляем себя с негевскими бедуинами, - поделился с нами гид Муса. - Мы родом их Сирии, а они - выходцы из Северной Африки. У нас разные представления о жизни, между нами ничего общего, поэтому между нашими и их молодыми девушками и парнями невозможно сочетание браком.

Сколько лошадиных верблюжьих сил в автомобиле?

В Галилее песков нет, так что нет здесь и привычных для пустынь верблюдов. Здешним бедуинам давно известно, что "машина - не роскошь, а средство передвижения" - автомобили практически в каждом дворе.

Но общие черты у не роднящихся меж собой бедуинов севера и юга все же есть. Молодые бедуины и Галилеи, и Негева одинаково охотно служат в армии Израиля, причем на добровольной основе. Ребята отличаются силой, ловкостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам. Ориентируясь на их природное чутье, парней назначают следопытами. По только им ведомым приметам они распознают, кто и когда незаконно перешел границу, «седьмым чувством» определяют опасность момента. 






Галабея - мужская рубаха без ворота с широкими рукавами, и куфия — головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами - такая одежда, как характерный признак бедуинов, демонстрируется лишь в "показательных выступлениях". В повседневной жизни бедуины Галилеи одеваются вполне цивилизованно.

У бедуинов Негева тоже обращают на себя внимание виллы-дворцы, но в большей степени можно заметить сараюшки и покрытые брезентом лачуги. Рядом с ними - шикарные машины, и тут же - свалки из разобранных автомашин, угнанных из городов Израиля. Бороться с повальным явлением автоворовства практически невозможно: мгновенно раздаются голоса международных правозащитников: якобы Израиль довел бедуинов до плачевного состояния, и им ничего не остается, кроме как воровать - чтобы выжить.
Вместе с тем туризм в большей степени развит среди бедуинов Негева, они, знакомя туристов с экзотикой своего проживания, проявляют непременное гостеприимство.


Туризм в Галилее относительно развит у друзов, черкесов. У бедуинов в этом плане делаются первые шаги. Тем более, интересно общаться с ними, вникать в их историю. Население бедуинов в Галилее в корне изменило способ поселения, вместе с тем они не забывают традиции и уклад жизни их предшественников. Практически при каждом особняке имеется уголок отдыха, стилизованный под шатёр, и неизменно их гостеприимство:

В гостеприимном шатре









Птичий край

Нахаль Ципори / נחל ציפורי ("птичий ручей ")

Нахаль Ципори — непересыхающая речушка длинною в 32 км., берущая начало в горах близ Назарета и впадающая в речку Кишон. Ципори подпитывается из множества родников. Сюда приходят полюбоваться природой, подышать свежим воздухом. Здесь устраивают концерты и праздники, состязания и пикники. Для удобства многочисленных туристов и любителей природы проложили асфальтную дорожку.



















Название свое ручей получил от когда-то существовавшего тут еврейского поселения Ципори, а само поселение получило название от ивритского слова ципора – птица.

Ряд бедуинских племен живет вдоль берегов речушки, воды которой достаточно хорошо справляются с орошением. Долина и склоны - сельскохозяйственные угодья бедуинских поселений.







Весна в этом году запоздалая. Еще вовсю цветут маки, здесь много и других "дикарей". Есть и любимые многими колючки, нотобазис называются. Здесь они - выше человеческого роста, а наши дамы, не побоявшись уколоться, запаслись стеблями для домашних ваз. Сказали - смотрятся краше любого сухоцвета.





















Юные бедуины их самодеятельных коллективов готовы к творческим концертам:












Гости праздника смогут примерить атрибуты бедуинских костюмов, проверить свои способности игры на национальных инструментах и... набить себе тату.

«Хенна», традиция рисования хной на теле, широко распространена среди бедуинов.




(Не отсюда ли пошла современная мода на всевозможные татушки?)

Всякий уголок Земли Обетованной имеет историю. Это здание построено в период Османского владычества:


До 1800 года здесь действовала водяная мельница. Вероятной причиной ее остановки стало вторжение войск Наполеона. Известно, что в конце XVIII - начале XIX мельница вновь работала - вплоть до 1920 года, когда ее деятельность не выдержала конкуренции со стороны более эффективных механизированных мельниц в округе.


Зарзир / זרזיר

Зарзир, деревня в северном округе Израиля, с 1996 года имеет статус местного совета. Деревню населяют 5 разных бедуинских кланов.

Название деревни (на арабском) произошло от слова "скворец", якобы от обитающих в этой местности птиц. (Спорить не стану, возможно, когда-то здесь действительно обитали местные скворцы. Ну а на зимний период сюда прилетает множество птиц, в том числе и скворцы).

Шатер дружбы / זרזיר - אוהל הידידות









"Шатер", в котором можно отдохнуть от пеших прогулок, расслабиться на мягких подушках, вкусно поесть и выпить особый кофе или чай, работает с 2001 года и управляется Мусой Иядатом из племени Иядат в деревне Зарзир.

Экскурсии по бедуинским поселениям, которые проводит Муса, стоят 180 шекелей. В эту цену входит стоимость обеда. Но за отдельную цену можно заранее заказать богатое и аутентичное меню, полностью посвященное традиционной бедуинской кухне. Муса обязуется направить автобус в любой город, где на экскурсию соберется не менее 10 человек.

Несколько слов о циммерах. Вернее, об их отсутствии. Бедуины Галилели свято чтут мораль, и поэтому здесь почти невозможно арендовать циммер: паспортов не спрашивают, поэтому опасаются, что может заселиться пара, которая не является супружеской.

Адреса нескольких дворов, в которых все-таки можно остановиться на постой, подскажет Муса.

Фирма MUSA 4 YOU

04-6514382, 050-5375659, 052-4369699
www.hayedidut.co.il
mosae10@walla.co.il

Джалила / זרזיר - גלילה אירוח קולינארי


Джалила, хозяйка кафе, принимает гостей в своем доме, в соответствии с традициями бедуинов.





Основа бедуинской кухни — это блюда, приготовленные из баранины. Но не только...













Фаршированные рисом куриные ляжки, приготовленные в печи (в двойной обертке: пекарская бумага и фольга), оказались очень вкусными. Салаты с привкусом непонятных трав - на любителя. Наверное, и уточнять не стоит: хумус - домашнего приготовления. Специфические бедуинские блюда — фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай).


American Stable / Конная ферма в Бир-аль-Максур







"Учеба, спорт, мероприятия и веселые дни" - так позиционируют свою деятельность работники конной фермы. А еще здесь занимаются с теми, кому верховая езда прописана в качестве лечебной процедуры. Семья Гадир из бедуинской деревни Бир аль-Максур, чей образ жизни - уход за лошадьми, обучает желающих не только верховой езде: здесь воспитывают детей и молодежь любить животных.







Мало ли кем мы мечтаем стать в детстве! А скорее - много кем: одна мечта сменяет другую! А вот бедуинский мальчик Ахрам Гадир с юных лет мечтал заниматься лошадьми, и его мечта осуществилась. Уже подростком, будучи конюхом, он побеждал в соревнованиях по верховой езде, после чего его пригласили в одну из команд США, где он получил высшее конное образование. В настоящее время он является владельцем конной фермы.







Но особая гордость Ахрам Гадир не столько кони, сколько дочь: она - первая из бедуинов, получившая профессию ветеринара:



"Плыл по океану рыжий остров" - почему-то мне вспомнилась эта песня, полная драматизма, когда наблюдала за сценой купания коней. Лошадке сначала устраивали душ, на который она спокойно реагировала. Но когда на поводке вводили в канал, вздыбилась. И все же вошла в канал, затем вплавь сделала круг почета вдоль окружности бассейна, и возвратилась вплавь по каналу на исходную позицию.













Arin Zahar Eldin, менеджер American Stable:


















Читайте подробнее по ссылке
Тел. 0509797143


Комментариев нет:

Отправить комментарий