среда, 11 января 2017 г.

Премьера театра "Гешер" "В туннеле", или воспитание чувств



"Быть или не быть?" — сколько бы не звучал этот вопрос, он — риторический. Однозначно: быть! "Если ли свет в конце туннеля?" — с этого, далеко не риторического вопроса, интерактивно начинается новый спектакль театра "Гешер" "В туннеле". Зрителям предлагается ответить на него путем голосования карточками, которые надо опустить в специально поставленные в фойе урны. Оказывается, у спектакля два ответа — две концовки, и будет сыграна та, которая наберет больше голосов. (11, 12 и 13 января - премьеры!)


"Есть или нет - вот в чем вопрос"



"Свет в конце туннеля есть", - так отвечают люди, которые надеются на лучшее.
Такой же ответ могут дать люди, пережившие клиническую смерть. Побывавшие "на том свете" рассказывают, что они с большой скоростью неслись по туннелю, в конце которого был виден свет. Исследователи утверждают, что даже слепые от рождения люди в состоянии клинической смерти часто видят яркий свет.
А есть ли свет в конце туннеля относительно арабо-израильского конфликта? Как проголосовать по этому поводу?


Перед генеральной репетицией я спросила у Рои Хена, автора пьесы, есть ли, на его взгляд, свет в конце туннеля.

- Если бы я знал ответ — не написал бы пьесу, - ответил Рои. - Это — вопрос для зрителей, они должны на него ответить.

- Для разных стран, не для Израиля, этот вопрос более разрешимый.

- Совершенно верно, вопрос неоднозначный.

- Перед спектаклем такой вопрос напоминает психологическое давление. Или цель другая?

- Мы хотим напомнить зрителям, что они сами решают свою судьбу. Так что пусть зрители пусть сами решают, каким должен быть финал спектакля.

- Вопрос не для зрителей: какую цель преследовал автор пьесы?

- Хотел рассказать актуальную сказку о том, что происходит в нашей жизни, или о том, что могло происходить в нашей жизни.

- Это — действительно сказка?

- Есть страшные сказки, как вы знаете...



Герои пьесы встретились не в образном, а в фактическом сооружении под землей. Туннель прорывали террористы, которые пытаются проникнуть в Израиль, потому что стремятся нанести урон нашему государству. Им противодействуют бойцы ЦАХАЛа — они категорически против терактов на родной земле.


Нередко, когда речь идет о спектакле, используется фраза "двойное дно". В данном случае глубИны двойного дна не только подразумеваются, они ощущаются физически, и представлены параллельно: взрывной ситуацией под землей, и благоденствующей — наверху, на Земле. Одни сидят на бомбе (мине), которая в любой момент может взорваться.


Другие, в мире тривиальных будней и рутины, размышляют о бомбе, по ассоциации вспоминая про сескс-бомбу. Но есть ситуации, в которых надо действовать, а не размышлять. "Нейтральных людей нет, есть люди равнодушные", - говорит один из героев пьесы.


"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" — даже в узком пространстве туннеля идут смертельные схватки. Входы в туннель засыпаны со обеих сторон, связи с Землей нет. "Наверху" при этой ситуации кто-то наживает дивиденды, рейтинги, дает обещания... А людям под землей смерть смотрит в глаза, перед лицом которой они забывают о взаимной ненависти, например, помогая заминированному солдату. Но, когда угроза смерти отодвигается, они вновь враждуют.

Вспомнился "Василий Теркин" Твардовского. В поэме главным героем, образцом для подражания, выступает находчивый воин, балагур и весельчак, который не растеряется в самой сложной ситуации. Вспомнился не почему-то, хотя в пьесе "В туннеле" нет образцов для подражания. Обычные земные люди, арабы и евреи, со свойственными всем людям слабостями, наряду с сильными сторонами, словом — "в каждой избушке свои погремушки".



Эти разные люди — патриоты, преданные своему народу, они одинаково убеждены в своей правоте. "Вашу мать!" - матерно ругаются и арабы, и евреи. Но при этом они свято почитают свою родную мать, рисуя в своем воображении ее величественный образ.


У евреев праздники и горе, и смех, и слезы, и любовь — все рядом. За траурным Днем памяти (Йом ха-Зикарон) следует праздничный День независимости Израиля.

Насколько рядом жизнь и смерть? - и подумать страшно.


Героям пьесы, находящимся в туннеле, воистину страшно, и отнюдь не смешно. Но автор "страшной сказки" устами местных "теркиных" заставляет нас смеяться! Искрометный юмор, колкая сатира — жизнь продолжается...


Достается "левакам", задевают "правых". Нелепо смешны те, которые "наверху", осмеян представитель ООН. В ситуации арабо-израильского конфликта — это смех сквозь слёзы... Но надо решать: есть ли свет в конце туннеля?

Впрочем, сюжет пьесы "В туннеле" шире рамок формальной проблемы. В основу этой постановки лег кинофильм Даниса Тановича "Ничейная земля"  (удостоенный в 2001 году премии "Оскар" за лучший сценарий и "Золотого Глобуса" в 2002 за лучший зарубежный фильм). Как и фильм, пьеса поднимает вопрос о любой гражданской войне, показывает психологию войны, которая для любых стран и народов одинакова.


Так есть ли свет в конце туннеля? Вот что считает по этому поводу генеральный директор театра "Гешер" Лена Крейндлина.



- Вы, находясь внутри театрального процесса, голосовали по поводу финала спектакля?

- Конечно, я проголосовала.

- Если не секрет, то как?

- Я всегда голосую за светлое. Даже когда не очень в него верю. Потому что, когда голосую, я влияю на процесс.

- А сам спектакль — как он должен влиять на зрителя?

- Задача данного спектакля, как и любого другого, что-то разбудить в людях, если оно заснуло. А если это "что-то" на заснуло — заставить их быть активными. Это — не руководство к действию, а воспитание чувств.

В спектакле заняты актеры: Мики Леон, Гилад Клеттер, Идо Мосери, Фирас Насер, Александр Сендерович, Юваль Янай, Ори Янив, Карин Саруя, Паоло Э. Моура, Ноа Ар-Цион. Постановка: Ирад Рубинштейн, сценография Михаила Краменко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий