Гора Тавор (Фавор) и "фаворит". Что общего между названиями?
Галина МАЛАМАНТ, Игорь ХАЯТ
Фото авторов
Накануне традиционного фестиваля "Кфар бикартем?" (игра слов – «Уже посетили?», либо «Деревенские встречи?») группа журналистов побывала в Нижней Галилее, чтобы познакомиться с обычаями и укладом жизни черкесов, а также узнать, как идет подготовка к этому празднику. Сначала - Рамазан, и 30 дней поста. А уже 7 августа - открытие фестиваля
Гора Тавор (Фавор) не перестает удивлять гармоничной формой: круглая, аккуратная, покрытая густой зеленью насаждений, она словно отделилась от горной гряды, господствуя над окружающей территорией, - гора всегда имела важное стратегическое значение.
Гора Тавор священна для иудеев, христиан и мусульман.
Отдельно стоящая гора высотой 588 метров округлена от подошвы до вершины, отчего и получила своё название на иврите – תָּבוֹר (Тавор) - пуп, выпуклое место. Арабы ее называют Джабель Тор (Бычья Гора), в память о древнем финикийском культе, - о том самом, с которым боролся пророк Илия, явив в финикийской Сарепте чудо неиссякаемой кадки и кувшина.
В греческой редакции слово "Тавор" стало писаться "Фавор", и в таком виде вошло в русский язык.
Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова.
Гора Тавор упоминается в Библии, в частности, в связи с пророчицей Деборой. Согласно библейской истории, когда израильтяне в наказание за свои грехи были подчинены Хацорскому царю, пророчица Дебора призвала их восстать против царя. Кровавое сражение, в результате которого израильтяне разбили врага, произошло у подножия горы Тавор. В эпоху Второго Храма на вершине горы Тавор зажигали факелы, которые возвещали о праздниках и начале месяца.
На горе Тавор Христа впервые назвали «сыном Божьим». Согласно христианской традиции, Тавор считается местом Преображения. Согласно одной из версий слово «фаворит» вошло в языки народов мира в связи с чудом Преображения, после которого трёх апостолов, присутствовавших на этом событии — Петра, Иакова и Иоанна — стали называть фаворитами.
Экскурсовод Мофид Абу-Риш после 23-летней службы в армии приобрел специальность экскурсовода, и сегодня он рассказывает нам о черкесах, которые живут рядом с Тавором...
У черкесской культуры немало особенностей.
Одна из них, что называется, бросается в глаза: невероятные чистота и порядок – как в домах, так и вокруг них. Черкесы сознательно ограждают свои дома низкими заборами, словно приглашают: посмотрите, как у нас чисто и ухожено! Дома утопают в зелени, дворы, подъезды облагорожены цветами.
Центр наследия черкесов
Черкесы (самоназвание адыги) – древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история корнями уходит далеко вглубь веков. Черкесов вытесняли в горы, выгоняли с насиженных земель, подавляли превосходящей силой. Но народ всегда объединяла национальная сплоченность, национальная солидарность, при этом черкесы никогда и никому не подчинялись, кроме собственных законов. Израильские черкесы являются частью абхазо-адыгской (западно-кавказской) группы. Историческая родина черкесов — Западный Кавказ, черкесы боролись с Россией в течение длительного, почти 60-летнего периода Кавказской войны, - за это время было убито 1,5 миллиона черкесов. После разгрома Шамиля Кавказский корпус разгромил черкесов и вынудил их сдаться в 1864 году. Многие черкесы были убиты или изгнаны из России.
Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах разных стран. Особенно много черкесов осело в Турции. Сотни тысяч черкесов, пополнявших ряды эмигрантов в этой стране, очень тесно столкнулись с туркизацией, но смогли выжить и сохранить своё этническое лицо на чужбине.
В Галилее (север Израиля) было основано три черкесских поселения. Одно из них, названное Черкесия, не сумело выжить. Два других существуют по сей день: Кфар-Кама (поселение основали, в основном, черкесы шапсугского колена в 1876 году) и Рехания (поселение основали, в основном, черкесы абадзехского колена в 1880 году; всего у черкесов 12 колен). Черкесы Израиля являются умеренными мусульманами-суннитами. Как правило, черкесы делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. В Израиле насчитывается около 5 000 черкесов.
В первой половине ХХ века черкесы установили хорошие отношения с еврейскими переселенцами из России, обосновавшимися в Галилее. В 1930-40-х гг. черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан, несмотря на преследования британских властей. И сегодня жители черкесских деревень весьма лояльно относятся к нашей стране.
Захария Напс (слева) и Давид, ответственный за развитие туризма в черкесских поселениях
«Мы – не драконы о трех головах, каждая из которых раздувает пламя в разных сторонах, - сказал председатель местного Совета Кфар Камы Захария Напсо на встрече с израильскими журналистами. – У нас – единый стержень, направленный на соблюдение законов государства Израиль».
Черкесы всегда отличались мужественностью и воинской славой. В настоящее время в израильской полиции и пограничных войсках служат 85 жителей обеих черкесских деревень – Кфар Кама и Рихании. В главном Управлении тюрем служат 16 черкесов. Аналогичным образом служат они в Пожарной охране. Те молодые люди, кого не призывают в ЦАХАЛ, проходят альтернативную службу («шерут леуми»), девушки в армию не призываются. Преимущественное занятие черкесов — земледелие.
Деревня Кфар-Кама поистине уникальна как с исторической, так и с этнической точки зрения.
Предки современных адыгов последовательно прошли через исповедование различных религий — монотеизм, его синкретизм с христианством.
С XIII века среди адыгов, с нашествием монголо-татаров на Северный Кавказ, с падением Византийской империи и усилением Османской империи и Крымского ханства, начал распространятся Ислам. Он получил большое распространение и укоренился как национальное вероисповедание в адыгской среде. Во время Кавказской войны Ислам был ядром консолидации адыгов в их борьбе против царских войск.
В деревне есть начальная и средняя школы (до 9 класса), после этого дети продолжают обучение в сельскохозяйственной школе Кадури. Преподавание ведётся на иврите, Изучение родного адыгейского языка является обязательным, кроме того в качестве иностранных преподаются арабский и английский.
Арабский язык помогает черкесам углубляться в религию, так как на этом языке написан Коран, священная для них книга. В школе учащиеся знакомятся с основами религии.
Черкес Давид сделал любопытный экскурс в историю и этимологию языка, который является его родным, несмотря на то, что он представляет шестое поколение черкесов, проживающих в Израиле, и одинаково хорошо владеет ивритом и арабским.
Язык черкесов весьма своеобразен. Первый адыгейский букварь был на арабском письме (1918 год). В связи с процессом латинизации адыгейский алфавит был переведён на латинскую основу (1927).
В 1938 году в связи с кириллизацией адыгейский алфавит был переведён на кириллицу. Этот алфавит используется до настоящего времени.
Однако это не означает, что написанное на адыгейском легко прочесть, а, тем более, понять.
Алфавит черкесов, состоящий из 64 букв, включает почти все современные буквы русского алфавита (кроме й и щ), букву i, а также так называемые диграфы (сдвоенные или даже строенные на письме буквы, передающие один звук: т͡л, п͡л, т͡х, i͡e, у͡а, у͡о, ю͡ё ).
Многие слова в адыгейском звукоподражательные. Например, пчела (которая, понятное дело, жужжит) – «жи».
Слово «брат» на адыгейском произносится «ши». Лошадь – тоже «ши», так как она для черкесов – словно брат. Этимология некоторых слов утеряна, непонятно, почему, но слово «продавать» тоже произносится «ши», так же произносится слово «кожа». Предложение «брат продал лошадей» звучит: «ши ши ши» Пишутся эти слова по-разному, и часто смысл приходится устанавливать по контексту или написанию.
Обычаи черкесов соблюдаются, их чтут по сей день. Всадник, чтобы показать, что он не представляет угрозу идущей навстречу женщине, должен спешиться, пропустить ее, и только после этого продолжить свой путь.
Черкесы славятся своими народными танцами, известными своей красотой и грацией. Черкесские танцы – культура, дошедшая до наших дней в практически не измененном виде.
Хореография танцев очень разнообразна, танцы ведут свою историю от ритуальных действий и напрямую зависит от обряда. Для эмоционального содержания адыгского танца характерно состояние готовности к действию, открытость, сочетающаяся с внутренним покоем и равновесием, вниманием к окружающему и демонстрацией внутренней свободы.
Танцевальные мелодии исполняются на гармони, скрипке и в сопровождении пхацыка (трещотка из 4—5 деревянных пластинок).
Изначально черкесы были язычниками, именно в те времена зарождались все черкесские танцы. Например, танец "Удж Хаш" черкесы (адыги) исполняли, когда засеивали поля, – чтобы сдобрить бога земледелия и плодородия.
Танец «Удж Хурай» исполняется на свадьбах, юбилеях. Лирический княжеский танец «Кафа» когда-то танцевали дворяне, и в определённый момент приглашали Князя и Княжну, которые выходили танцевать, показывая свою стройность, тонкий стан и величественную осанку. Сегодня на месте Князя и Княжны может быть любой из черкесов – танец неизменно показывает грациозность и духовную красоту народа.
По традиции, в черкесских танцах юноша не имел право прикасаться к девушке, отводить от неё глаза или дурачиться. Во время исполнения танца всегда присутствует наблюдатель за ходом танцев, "хатияко", который может выгнать и опозорить перед присутствующими нарушившего эти правила.
Танцы – это и способ ухаживания за девушкой. Если она дает понять, что принимает ухаживание, то дальнейшие встречи пары продолжаются три года на пороге дома девушки, и только тогда юноша может сделать ей предложение. Этот ритуал сопровождается одним выстрелом – все должны услышать и узнать о предстоящей свадьбе. После этого юноша «крадет невесту», его пытаются догнать. Удачное «воровство невесты» завершается тремя выстрелами.
И все же отношение к ритуалам сегодня стали более демократичными. Нора, сопровождавшая журналистов, мать троих детей, призналась, что жених ее не воровал. «Родители между собой договорились», - так сказала Нора о том периоде, когда была невестой.
Для замужней женщины обязательным считается наличие платка, скрывающего волосы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий