воскресенье, 15 июня 2014 г.

Масада, пустыня и... Париж


IMG_1585 "ТРАВИАТА" в ПУСТЫНЕ АРАВА: ПАРИЖ ВСЕГДА СТОИТ МЕССЫ IMG_1730 Фестиваль Израильской оперы на Масаде вошел в жизнь израильтян четыре года назад, сразу став заметным событием в жизни нашей страны. На этот момент из души просятся возвышенные строки, но начну с социально-бытовых вопросов. Сегодня фестиваль не нуждается в рекламе - благодаря таковому израильтяне полюбили оперу, это сочное сочетание блестящих голосов, прекрасной музыки и музыкальной драматургии. Чего греха таить? - прежде жанр оперы в Израиле пользовался успехом лишь у небольшой группы населения, а относительно недавно сама необходимость оперы в Израиле была подставлена под сомнение. На сегодняшний день любители оперного вокала специально подгадывают свои отпуска, отгулы или выходные, останавливаясь в эти дни в ближайших гостиницах или туристических комплексах. Более того: за свою недолгую историю фестиваль успел зарекомендовать как один из ярчайших фестивалей в мире, проводимых под открытым небом. Именно поэтому на это музыкальное мероприятие приезжают тысячи туристов из разных стран мира. Выбор всегда остается за нами. Израильтянам на "Травиате" надо побывать - это вне сомнений. Выбор - что лучше? - в другом. IMG_1550-a Вариантов два, первый: днем полежать на недвижных водах Мертвого моря, принять грязевые ванны, воспользоваться услугами SPA (СПА), а вечером на открытом воздухе да под звездным небом увидеть и услышать завораживающее действо... Второй вариант испытала группа журналистов и блогеров, побывавшая на генеральной репетиции оперы "Травиата" (Спасибо Соне Нимельштейн и Маше Хинич). Да, мы тоже стали свидетелями завораживающего действа в обрамлении натуральных гор. Но для начала, выехав в пять вечера из Тель-Авива, три часа были в дороге. Ехали автобусом, разумеется, обдуваемым кондиционером, но всего-навсего из окна любовались причудливой природой пустыни, синей гладью Мертвого моря, обрамленного розовыми, в лучах заходящего солнца, горами. Некоторые из коллег добирались своим ходом - опоздали к началу, а навигатор помог им заблудиться. Еще двое из коллег остановились с семьями заблаговременно неподалеку от Масады. Когда мы прощались, с завистью услышали от них: "Через 15 минут мы будем спать в мягкой постели". Нас ожидал все тот же комфортный автобус, а домой попали (я, например) в четыре утра. Но этот факт, несколько омрачивший поездку, - в единственном числе. IMG_1574-001-a А продолжение начала - налюбовавшись пейзажами пустыни, Мертвого моря, мы попали... в Париж! IMG_1579-001 Городок для приема гостей оборудован в стиле парижских улиц с их бесконечными бистро, кафе, ресторанами... IMG_1610-a Площадь этого городка 15000 квадратных метров, здесь - 3500 сидячих мест, помимо барных стоек. IMG_1777 Несколько слов о "Травиате". Неизлечимо больная куртизанка Виолетта Валери - персонаж, отвергнутый обществом. Но "Травиата" - это не только экскурс в прошлое, жизнь и пристрастия парижан в позапрошлом столетии. Это - живая история с реальными прототипами. Опера написана по мотивам романа "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, который был влюблен в знаменитую парижскую куртизанку, и расстаться с которой пришлось по настоянию Дюма-отца... Нет нужды углубляться в содержание - все, наверняка, его помнят. Тем более, бегущая строка повторит вокальные тексты. "Травиата" вот уже полтора столетия любима миллионами людей. Но опера опере - рознь. Едва ли с таким размахом была еще где-либо поставлена "Травиата". По сути, камерная опера приобрела новую жизнь. Режиссер Михаил Знанецки (режиссер-постановщик драм, опер, мюзиклов с 25-летним стажем, Польша): "Я думаю, опера должна быть открыта для широкой аудитории, особенно для тех, которые обычно не ходят в оперный театр. Трудно привлекать новую публику к прослушиванию оперы. Оперный театр, по традиции, – элитное место для интеллигентов или состоятельных людей. Постановка оперы на открытом воздухе дает возможность заинтересовать тысячи и тысячи молодых людей, туристов. Я называю их оперными туристами. Почему нет? И я счастлив, что они приходят на постановки. С самого входа они могут наслаждаться прекрасным: декорациями, пением, постановкой, игрой артистов. Я верю, что это – самый лучший путь показать оперу новой публике". IMG_1852 Общее число участников представления и постановочная группа насчитывает около восьмисот человек. IMG_1733 Заглавные партии исполняют звезды мировой величины Елена Мошук (Elena Moşuc, сопрано, Румыния) и Джорджио Берруджи (Giorgio Berruggi, тенор, Италия). Две с половиной тысячи человек заняты техническим обслуживанием спектаклей. Площадь сцены под открытым небом составляет почти четыре тысячи квадратных метров. Для зрителей построены специальные трибуны, вмещающие 7580 мест, организована стоянка для сотен частных автомобилей и автобусов. Оборудованы также временные помещения для исполнителей и обслуживающего персонала. IMG_1752 Фейерверки, столпы огня, лошади, световые эффекты, яркие костюмы - и все это на фоне естественного пейзажа во всем его грандиозном великолепии. Почему выбор пал на "Травиату"? IMG_1728 "Травиата" Джузеппе Верди стала первой оперой, поставленной в Израиле в 1923 году. Исходя из этого факта, руководство Израильской оперы и дирижер постановки Даниэль Орен решили, что именно "Травиата" станет центральным событием фестиваля в этом году. IMG_1636 "Это не я делал выбор, вообще Травиата - это не мое, но постановка оперы в таком месте, как Масада, открывает просторы для воображения. Я люблю оперу больше, чем реальность", - прокомментировал Михаил Знанецки. IMG_1661 "Оперная музыка приобретает множество дополнительных оттенков, когда исполняется под открытым ночным небом, и, тем более, на Масаде, - говорит генеральный директор Израильской оперы Хана Муниц. - Грандиозное пространство также дает нам возможность представить оперу как жанр перед гораздо более широкой аудиторией, чем это возможно в стенах оперного театра в Тель-Авиве. Как правило, туристы не включают в свою программу культурные мероприятия. Именно оперный фестиваль помогает привлечь любителей культуры к приезду в Израиль". Daniel_Oren_IMG_1827_ Мы, зрители урока творчества, воочию убедились, чем отличается генеральная репетиция от спектакля. Это, во-первых, изящное, но неколебимое диктаторство дирижера. Даниэль Орен пел, напоминал музыкальный темп, останавливал действие, делал замечания - всем, кроме Елены Мошук. И даже один раз - в ее адрес - из уст дирижера прозвучало "браво". Даниэль Орен, для которого ноты - это воздух, а унисон - сама жизнь, "перелицевал" одну из идей режиссера, о которой тот рассказал до начала генеральной репетиции, отвечая на вопрос Лилии Насоновой: - "Травиата" была поставлена много раз. Какие новые идеи вы использовали в вашей постановке? IMG_1624-001 - Конечно, когда работаешь на открытом воздухе, нужно придумывать новые решения, - ответил Михаил Знанецки. - Сцена удалена от публики. Опера очень интимный, личный жанр. Возникают естественные трудности. Пришлось использовать метафору: восемь разных Виолетт умирают одновременно. Неважно, поет каждая из них, или нет, и как одета… Есть вечные проблемы для всех: любовь, проблемы с родителями, неизбежность выбора. Я считаю, что это очень эффектно. IMG_1788 Так что на спектаклях эффект восьми Виолетт сохранится, но героя переместили от одной из из них. Во имя унисона он будет петь, находясь рядом с "главной" Виолеттой. В программу оперного фестиваля-2014, помимо "Травиаты" Верди в в Массаде (12, 14, 16 и 17 июня), входят: Израильский филармонический оркестр Девятой симфонией Бетховена (15 июня), "Проект Идана Райхеля" (13 июня, Масада), а также особый «Уик-энд Моцарта» в Акко (партии из оперы "Дон Жуан" 19 и 21 июня, и Реквием - 20 июня). О БИЛЕТАХ И ПРОГРАММЕ ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ IMG_1582 IMG_1863

Комментариев нет:

Отправить комментарий