Гора Тавор (Фавор) и "фаворит". Что общего между названиями?
Галина МАЛАМАНТ, Игорь ХАЯТ
Фото авторов
Продолжение. Начало по ссылке
ДВА МУЗЕЯ В ГАЛИЛЕЕ
Одежда у черкесов (адыгов) различалась в сословных вариациях.
В адыгском мужском национальном костюме необходимо отметить несколько важных особенностей.
Черкеска – это комплекс одежды (а не только собственно сама верхняя одежда типа кафтана, известная под этим названием).
В этот комплекс, помимо элементов одежды, обязательно входит и оружие – кавказский кинжал, который является частью национального костюма. Эта особенность учитывалась и в советском законодательстве, которое разрешало ношение холодного оружия, если оно является частью национального костюма, имея в виду именно черкеску.
Черкесский костюм являлся не просто одеждой, а скорее военной формой. У черкесов даже принято говорить «черкесская форма». Действительно, черкеска была общенациональной военной формой.
Особенность черкески в том, что она служила одеждой на все случаи жизни: повседневной и парадной, военной и рабочей, домашней и походной. Она была одинаково удобной и практичной для всех трех основных родов войск, существовавших у черкесов: пехота, кавалерия и морской флот. Кинжал по сей день сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения.
К черкеске пришиваются газыри – специальные полые трубочки с готовыми зарядами пороха. Газырницы – нашитые на груди с обеих сторон специальные кармашки для хранения газырей.
В черкеске предусмотрен даже карман для засушенного мяса – таков был сухой паек воина-черкеса. С конца XVIII века лук со стрелами, а вместе с ними и длинные черкесские сабли со штыковым концом постепенно выходят из употребления. На смену им приходят и получают широкое распространение среди всех сословий воинского класса нарезные кремниевые ружья и легкие, удобные шашки. Именно с этим комплексом вооружения и стала носиться черкеска, как общенациональная форма одежды. Что касается кинжала, то он сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения. При этом кинжал подвешен таким образом, что он может быть использован даже при вынимании из ножен (не обязательно при взмахе).
Адыги всегда ставили на первое место практичность и функциональность, но и эстетика имела для них немаловажное значение, если при этом она не шла в ущерб функциональности.
Женская одежда была весьма разнообразна и богато украшена. В костюм женщины входили: платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви.
Длинные рукава символичны для национальной одежды черкесов. Они означают и свободу, и полет крыльев птицы, причем хищной птицы, как более независимой.
Главный атрибут одежды – корсет. Ношение корсета черкесской девушкой было связано с представлениями о красоте: стройность, плоская грудь и тонкая талия.
С началом формирования фигуры девочек (10-12 лет) на них надевали корсет. Носили корсет практически всегда, не снимали его и во время сна, девушка могла снимать его только во время купания. Носили корсет до замужества. Перед брачной ночь мама девушки затягивала корсет на множество шнурков, на что ей требовался час времени. Мужество жениха проявлялось в том, что он должен был аккуратно распустить с помощью кинжала шнурки, не повредив их, на что уходило 5-6 часов.
Платье незамужней девушки и платье замужней женщины по крою не имеют особых различий, - они отличаются по способам украшения и цветовой гамме.
Платья были с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. Рукава могли доходить и до локтя – в таких случаях платье чаще носилось с нарукавными подвесками.
Независимо от одежды: черкешенки воспитываются настолько выносливыми, что при родах они не кричат.
Самым живым из традиционных предметов горского быта для черкесов сохранились люльки, первая колыбель ребенка. При покачивании люльки, считается, возникают ритмы, идеально соответствующие ритмам сердцебиения матери.
В люльке запеленатый ребёнок с младенчества приучался к необходимости подчиняться определённому порядку. Дырка в днище люльки – для естественных отправлений ребенка, чтобы он продолжал чувствовать себя так же уютно, как в материнской утробе. Для дезинфекции родители смазывали определенные части тела малыша медом. Когда ребенок просыпался, его не сразу вынимали из люльки. Сначала развязывали ноги, через некоторое время – руки, и на некоторое время вынимали из люльки. Но большую часть времени ребенок должен был находиться в ней.
Через полгода после рождения ребенка приучали к ходункам.
«Люльки, как правило, переходят по наследству, - рассказал журналистам Давид.- Я, например, рос в той же люльке, в которой укачивали моего отца, потом она досталась моему племяннику, сейчас в ней спит мой сын. И, хотя меня привязывали к люльке, я не был отсталым ребенком, что провозглашают противники люлек, и сейчас не считаю себя отсталым в чем-либо».
В музее представлены музыкальные инструменты, много утвари, употреблявшейся в домашнем хозяйстве, в том числе – для изготовления сыров:
Сайт черкесского музея:
circassianmuseum.co.il
«ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА»
"Природа человека" или «Человеческий пейзаж» (Ноф адам) – так можно перевести экспозиции археологического музея кибуца Эйн-Дор: практически каждый артефакт представляет тот или иной род человеческой деятельности.
Главный экспонат постоянной экспозиции, связанной с археологией, - нечто похожее на саркофаг, или даже гроб овальной формы, так как в нем - человеческие кости. Само захоронение было обнаружено в 1954 году в Кфар-Йегошуа. Этот артефакт хранят с предметами, которые в нем нашли - кувшинами. По ряду признаков ученые установили, что кости принадлежали 65-летнему мужчине ростом в 180 сантиметров, и что он представитель элиты своего сословия, либо был выдающимся военачальником. Сосуды рядом с останками подсказали археологам дату захоронения – конец XII века до н.э.
На руке мужчины было золотое кольцо в виде жука-скарабея, спинка которого украшена клинописью, наиболее ранней из известных систем письма.
На самом деле, «саркофаг» - два соединенных греческих кувшина-пифоса. В Древней Греции подобные пифосы использовались не только для хранения продуктов, масла или зерна, но и в погребальных обрядах. Подобные захоронения были обнаружены в Греции и Центральной Турции, в Израиле – пока единственное захоронение такого рода.
В музее размещены артефакты, найденные при археологических раскопках:
[caption id="attachment_101317" align="alignnone" width="800"]
Директор музея Кармела Арнон[/caption]
"Лабиринт к миру"
Переносная выставка, экспонируемая сегодня, - "Лабиринт к миру". Ее устроители считают, что в игровой форме можно найти ответы на многие вопросы. Например, как примирить разные вкусы, как родителям найти общий язык с детьми. Свежо предание! – они подсказывают, как примирить арабов с израильтянами…
Возле здания музея тоже выставлен ряд артефактов.
Менора, относящаяся к византийскому периоду
Каменный пресс и приспособления для отжима масла:
Сайт музея в Эйн-Дор:
eindormuseum.co.il
7 августа в Рихании откроется традиционный фестиваль "Кфар бикартем?" (игра слов – «Уже посетили?», либо «Деревенские встречи?»). Главные представления состоятся 9 августа в Кфар-Каме. Вас ждут народные танцы, национальная еда и знакомство с национальным наследием израильских черкесов.
Вход СВОБОДНЫЙ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий