24 ноября в Лондоне состоятся "русские торги" аукционного дома Christies. Известно, что одним из двух заявленных топ-лотов станет полотно Валентина Серова "Портрет Марии Цетлин". 14 ноября у стен Русского музея в Рамат-Гане был организован общественный протест против продажи картины.
У организаторов предстоящего аукциона секретов нет. Шила в мешке не утаишь — таким образом стало известно, что к "русским торгам" имеет непосредственное отношение Израиль: работу на аукцион выставил муниципалитет Рамат-Гана. Впрочем, акт передачи работы на аукцион до сих пор хранится под семью печатями. Не до конца известно, кто стал его инициатором, кто претворил затею в жизнь. Вместе с тем известно, что эстимейт портрета составляет 1,5-2,5 миллиона фунтов стерлингов. В итоге передача на аукцион портрета известного общественного деятеля, еврейки Марии Цетлин, принадлежащего кисти великого русского художника, еврея Валентина Серова, не просто уколола шилом — больно ударила по израильтянам, истинным ценителям художественного творчества и бережно относящимся к корням еврейства.
Мария Тумаркина познакомилась с Михаилом Цетлиным в Париже, где пара сочеталась браком. Биариц — город на юго-западе Франции. Здесь находилась дача супругов Цетлинх, общественных деятелей, издателей и меценатов, связанных дружескими и деловыми узами с литературно-художественной элитой эмиграции. Художественная коллекция Цетлиных сложилась в Париже и Нью-Йорке между двумя мировыми войнами во время пребывания семьи в эмиграции. В 1959 году Мария Самойловна, уже после смерти мужа, передала коллекцию в дар Рамат-Гану.
Изначально художественное собрание состояло из 95 картин, в основном работ ведущих русских художников конца ХIХ — начала XX века. В художественном собрании — портреты Валентина Серова, картины Александра Бенуа, полотна Николая Тархова, портрет Марии Цетлиной кисти Леона Бакста, живопись и эскизы костюмов Натальи Гончаровой, пейзажи Максимилиана Волошина. Часть коллекции исчезла еще в 1960-е годы. Первоначально работы хранилась на складе вместе с садовым инвентарем. Музей, открывшийся на основе коллекции Цетлиных в 1996 году, предоставил для ее экспонирования всего два выставочных зала, вследствие чего работы из собрания экспонировались по частям. Прежний мэр Рамат-Гана (находящийся под следствием ) пытался присвоить некоторые работы из этой коллекции, но вынужден был возвратить их в музей. Нынешний мэр решил выставить на аукцион "Портрет Марии Цетлин"...
ИсраГео
"И непродажный Серов на продажу" поднимал вопрос о противостоянии грядущей продажи картины. Журналисты Алла Гаврилова, Маша Хинич и Елизавета Розовская, искусствоведы и ценители искусства, да и все неравнодушные люди принялись бить в колокола: публикации, запросы, юридические консультации. В интернете была распространена петиция, призывающая остановить чиновников муниципалитета Рамат-Гана.
"Портрет Марии Цетлиной" кисти Валентина Серова — визитная карточка Русского музея в Рамат-Гане, его печатают во всех каталогах и проспектах этого музея. Без этого портрета музей все равно что без лица. Какое лицо у тех, кто решил заработать на жемчужине музея?
Муниципалитет города Рамат-Ган объясняет свою позицию тем, что прибыль от продажи картины пойдет на расширение и реконструкцию музея. А также муниципалитет заявляет, что картина не представляет особой ценности(?!).
Что противопоставить столь кощунственному объяснению?
"Жемчужиной коллекции" называли "Портрет Марии Цетлин" кисти Серова дореволюционные российские искусствоведы, этого же мнения придерживаются современные специалисты.
"Работа впервые появилась на рынке и, как ожидается, произведет фурор среди потенциальных покупателей", - сообщается в новостных лентах о предстоящем аукционе.
"Портрет Марии Цетлин" — это, вне всяких сомнений, самая уникальная работа Серова, которую я когда-либо имел честь держать в своих руках за всю историю работы в Christies. Элегантная поза сидящей, запечатленной в присущих Серову серебряных тонах, воплощает мастерство выдающегося русского портретиста. Написанная в 1910 году в Биарице, эта работа была выполнена на пике творческой карьеры Серова, за год до его кончины", — заявил в преддверии торгов" глава международного отдела русского искусства Алексей Тизенгаузен.
14 ноября, в продолжение противостояния, молодежной группой "Полуторное поколение" у стен музея был организован общественный протест против продажи картины.
Маша Хинич
Лиза Розовская
Покрышек здесь никто не жег, вооруженных захватов и стрельбы не было.
Скучающие полицейские от делать нечего упорно разглядывали табло своих мобильных аппаратов.
"Ни один уважающий себя музей не станет продавать свой главный шедевр. Продажа этой работы наносит невосполнимый урон коллекции музея", - полагает Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала "Зеркало", который издается в Иерусалиме.
(На снимке блогера Александры Ткаченко Ирина Врубель-Голубкина справа; слева - журналист Маша Хинич).
"Лишить израильтян жемчужины коллекции Цетлиных — это акт вандализма", - считает представитель молодежной группы "Полуторное поколение" Вадим Блюмин.
По сути, это была встреча единомышленников, неравнодушных к сложившейся ситуации. Громкое слово "протест" можно смело заменить на "культпоход": в первую очередь протестующие посетили залы музея.
К слову, на фоне сотен выставочных картин и скульптур, из коллекции Цетлиных здесь скромно представлены менее двух десятков работ, остальные находятся в запасниках.
Разумеется, все собравшиеся эмоционально обменивались мнениями, высказывали свои соображения по поводу того, что работа Серова "уплыла тайком в ночи", а это больше смахивает на воровство.
Собравшиеся охотно надевали футболки с изображением "Портрета", тем самым выражая свою активную позицию к проводимому действу.
И был болезненно-велеречивый жест со стороны... Марии Цетлин. А точнее — креативный перфоманс: как бы отнеслась к сложившейся ситуации героиня портрета. Мы помним, что горьковский Данко "вырвал из своей груди горящее сердце". Нет портрета — нечем освещать путь протеста. Так что один из его участников, представившийся собравшимся Марией Цетлин, со словами: "Это последнее, что есть у меня!" — "вырвал" из своего организма "печень"...
Можно продолжить этот ассоциативный ряд: решение муниципалитета о продаже картины, чтобы поправить дела музеев, равноценно ситуации, когда человек продает свою почку, чтобы поправить материальное положение, при этом не задумывается, что оставшаяся почка может легко выйти из строя.
Продающая картину сторона не задумывается о том, что лишает поколения преемственности, возможности получать наглядное представление о подлинном искусстве, обедняет память.
К митингующим присоединились представители оппозиции действующей в Рамат-Гане власти. Они увещевали, что, когда станут "рулить", будут бережно относиться к искусству, поэтому их стоит поддержать...
Вот так, мирно и интеллигентно, было привлечено внимание к самому факту существования музея и к нависшей угрозе - продаже "Портрета Марии Цетлиной" с аукциона в Лондоне.
Есть некая доля шанса победить в противостоянии с чиновниками Рамат-Гана — подать иск в суд. Но эта доля ничтожно мала: общение в суд и оплата за адвокатские услуги выльется в 100.000 шекелей. Пока что никто не проявил инициативу стать спонсором. В то же время, еще меньшая доля шанса в положительном решении суда: юридически продажа картины, коль скоро ее приняли в качестве лота на аукцион, оформлена грамотно.
Поэтому спор сторонников и противников продажи картины, скорее всего, находится не в юридической, а моральной плоскости. Так какое может быть лицо у тех, кто решил заработать на портрете? - без морали и нравственности. Когда нет морали, продают шедевры.
"Протестный поход" в Музей русского искусства в Рамат-Гане собрал около 200 человек. С учетом платного входа и купленных каталогов музей заработал примерно пять тысяч шекелей. Сумма ничтожно мала относительно заявленной на аукционе стоимости "Портрета". И все же, на что пойдут эти деньги?
Очень даже может быть, что они пойдут на оплату упаковки и перевозки вывезенного из Израиля полотна... Увы...
Комментариев нет:
Отправить комментарий