среда, 16 сентября 2015 г.

10 лет без Гуш-Катифа



"Инициатива наказуема" – с этим постулатом знакомы абсолютно все. Но стоит ли сегодня ему следовать?

Движение "Еврейский взгляд" предложило журналистам и блогерам поездку за "зеленую черту", предоставляя возможность составить мнение об экономической и политической значимости частной инициативы на территориях. В жестокий хамсин, какого не было в Израиле последние 75 лет, небольшая группа израильских журналистов и блогеров побывала в Гуш-Эционе.
Мы посетили:
- Музей «Гуш-Катиф» в Иерусалиме;
- теплицу "Алейну" в Маале-Адумим;
- новый туристический комплекс Гиват Оз Ве Гаон; - археологический парк Сусия;
- "Кедем" - израильскую фабрику по производству натуральных лечебных препаратов и косметической продукции;
- святыню Наби Шмуэль ("Пророк Самуил")

Вспоминая все, что носилось в воздухе из-за хамсина, публикацию хотелось назвать "Золотая пыль". Потому что завеса песка и пыли не смогла скрыть от нас творение золотых рук наших предков и наших современников.

Позорная история и история позора

Сектор Газа. Если кто-то полагает, что эта территория на берегу Средиземного моря не была заселена евреями еще в древние времена, то он ошибается.


Сохранившаяся часть мозаики из синагоги в Газе. Ориентировочно VI век н.э. Надпись над лирой (на иврите) извещает: "Давид". А сам царь Давид облачен в одежды византийского императора и играет на лире, или, если точнее перевести аннотацию, "на гуслях Орфея". Мозаика из древней синагоги города Газа была обнаружена в в 1965 году, раскопки продолжались до 1976 года. В числе ее элементов - растения, животные и птицы. В центре - надпись, согласно которой она была подарена сыновьями торговца древесиной "в знак почтения к святейшему месту" в 569 году. Хранится в "Музее доброго самаритянина".


Эта реплика мозаики, как напоминание о древней истории, находится в музее "Гуш-Катиф".

Но прежде всего музей "Гуш-Катиф" - это современная история.


Вход в музей, посвященный Гуш-Катифу (Иерусалим)


Экскурсовод Элиэзер Фридлянд

Гуш-Катиф, что в переводе с иврита означает "урожайный блок" — так назывался блок еврейских поселений на юге сектора Газа, который был ликвидирован в августе 2005 года. 10 лет назад, в ходе реализации "Плана одностороннего размежевания", Израиль вывел из сектора войска и ликвидировал свои поселения.


В кинозале можно посмотреть ряд документальных фильмов

По результатам Шестидневной войны, с 1967 года по 2005 год сектор находился под контролем Израиля. Длиною около 40 км., шириной от 7-9 км. на севере и до 14 км. на юге - дюны, продуваемые со стороны Средиземного моря - такова была полоса земли, точнее - песка, где стали поселяться люди. Они разбивали палатки, возводили жилища, устанавливали теплицы.


Поселенка перед переселением

Если кто-то полагает, что все поселенцы Гуш-Катифа были религиозными, то он ошибается: половину его населения представляли люди светские. Правда лишь в том, что все они поселились здесь из сионистских побуждений. Инициатива "сверху" дала толчок инициативе "снизу". "Превратим пустыню в сад", - призывало правительство, и они откликнулись, потому что своим призванием считают процветание еврейской земли.


Всего в районе проживало около 8 тысяч поселенцев (из них — 4 тысячи — дети). Основной род занятий — сельское хозяйство. За 35 лет территория превратилась в цветущий оазис. Всего в Гуш-Катифе обрабатывали 2000 дунамов земли (1 дунам = 1000 кв. м), из них 600 дунамов было занято в органическом земледелии. Это давало 20% от всего экологически чистого урожая страны. Возделывание урожая, основанное на гидропонике, эту землю сделали плодородной. Фрукты, перцы, помидоры черри, листовой салат, клубника, даже декоративные цветы...


Ханукия, изготовленная из неразорвавшихся снарядов

По сути, Гуш-Катиф был буферной зоной, прикрывавший собой Сдерот, Ашкелон и другие южные города от обстрелов. Именно сюда чаще всего падали касамы. С 2000 по 2005 на поселения Гуш-Катифа упало 6000 снарядов. Это было везением, когда они не взрывались.


Оранжевый зал музея

Жители Гуш-Катифа верили: коль скоро государство направило их сюда для проживания, то оно их не предаст. В то же время многие израильтяне считали программу размежевания необходимым шагом для возвращения международной легитимации и более благосклонного отношения к еврейскому государству за рубежом. Сегодня, спустя 10 лет после размежевания, даже его ярые сторонники понимают, что оно было ошибочным.


"Оранжевый" протест. 200.000 человек составили живую цепь - от Гуш-Катифа до Стены Плача. Надежда повлиять на ход событий провалилась.

"Одностороннее размежевание" - это инициатива "сверху". Это разгром 25 еврейских поселений силами израильской армии по решению израильского правительства, одобренный израильским Кнессетом.


Этот выразительный фотоснимок никого не оставит равнодушным. Служащие ЦАХАЛа пришли выселять народ, такой приказ они получили "сверху". А ребенок из Гуш-Катифа получил приказ сердца: он угощает солдат печеньем.


Свиток Торы, находившийся в одной из синагог Гуш-Катифа

"Болезненные территориальные уступки" - так обозначило правительство Ариэля Шарона выход из Газы. Поселения были эвакуированы и разрушены. В последующие месяцы территория была передана Палестинской автономии. Демократическое Европейское сообщество попросило не разбирать теплицы: палестинцы будут работать в них, поддерживая хозяйство. Они "поддержали": разрушили и сожгли теплицы. Как же! Если есть хозяйство, если есть работа, то тогда материальная помощь Евросоюза будет урезана! Дюны, после 35-летнего процветания, вновь превратились в полосу песка вдоль средиземноморского побережья.


Ради мира состоялось одностороннее отступление из Газы? Ради призрачного мира. Сдача стратегически важной полосы Газы смертельному врагу Израиля обернулась превращением ее в террористическую базу. Диаграмма наглядно показывает, сколько ракет из сектора Газа было запущено на территорию Израиля до размежевания, сколько - после такового. Между тем, международное давление на Израиль не ослабевает. Снова уступим?

Музей Гуш-Катифа в Иерусалиме: ул. Шаарей Цедек, дом 5

***

Еврейские поселенцы, оживившие самые отдаленные и засушливые уголки пустыни, заслуживают великого уважения. Древняя Сусия – впечатляющее свидетельство тому, как после разрушения Второго Храма крупной еврейской общине удалось не просто выжить в пустыне, но и построить крупнейший еврейский город того времени.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий