пятница, 18 сентября 2015 г.

Гробница Пророка Самуила



Пророка Шмуэля (Самуила), или или аль-Наби Самуила, почитают как евреи, так и мусульмане. Могила пророка является одним из немногих мест в мире, где в одном здании мирно соседствуют мечеть и синагога

ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ (Продолжение)

Движение "Еврейский взгляд" предложило журналистам и блогерам поездку за "зеленую черту", предоставляя возможность составить мнение об экономической и политической значимости частной инициативы на территориях. В жестокий хамсин, какого не было в Израиле последние 75 лет, небольшая группа израильских журналистов и блогеров побывала в Гуш-Эционе.

Мы посетили:

- Музей «Гуш-Катиф» в Иерусалиме (10 лет без Гуш-Катифа);
- археологический парк Сусия;
- теплицу "Алейну" в Маале-Адумим;
- новый туристический комплекс Гиват Оз Ве Гаон;
- "Кедем" - израильскую фабрику по производству натуральных лечебных препаратов и косметической продукции;
- святыню Наби Шмуэль ("Пророк Самуил")


Наби Шмуэль (Самуэль, Самуил) находится к северу от Иерусалима, недалеко от района Рамот, на горе высотой 908 метров.


С высоты открывается чудесный вид на Иудейские горы.



В хорошую погоду (а не в хамсин, как в нашем случае) здесь отлично видны Иерусалим и Рамалла


Наби Самуэль считается местом древнего еврейского поселения и могилы одного из самых главных библейских пророков - Шмуэля. Он завершил Эпоху Судей (был пятнадцатым и последним судьей Израильским) и положил начало Эпохе Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, - юного Давида.

У входа в здание - экскурсовод Элиэзер Фридлянд

Согласно еврейской традиции, считается, что Самуил - автор книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Рут». Особая заслуга пророка Шмуэля состоит в том, что он помазал на царствование первого еврейского царя Саула. Это произошло против воли Шмуэля по просьбе представителей племен: «Поставь над нами теперь царя, чтобы он судил нас, как это у всех народов»
(1 Сам. 8:5).
Пророк был недоволен этой просьбой: для него власть Всевышнего над еврейским народом отождествляла самую достойную монархическую власть. Шмуэль объяснял народу, что будет делать царь: «Сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим… а (другие) будут пахать пашни его и жать жатву его… А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши и виноградники возьмет он… и сами вы будете ему рабами. И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Господь»
(1 Сам. 8:10–18).
Но еврейский народ упрямо настаивал: «Нет, только царь пусть будет над нами, тогда будем и мы, как все народы, и будет судить нас царь наш… и вести наши войны»
(1 Сам. 8:10–18).
Шмуэль по повелению Всевышнего бросил жребий, и царем стал скромный юноша Шауль из рода Беньямина. Когда же Шауль был отвергнут Всевышним, Шмуэль по повелению Господа тайно помазал на царствование юношу-пастуха Давида из Бейт-Лехема. Но много лет прошло, прежде чем Давид стал царем в Эрец Исраэль. А Шмуэль, выполнив свою историческую миссию, больше не появляется в ТАНАХе за исключением одного беспрецедентного случая: ворожея призывает тень умершего пророка для совета с царем Шаулем.


Бывший южный трансепт церкви, теперь с михрабом

На том самом месте, которые мы сейчас называем Наби Самуэль, когда-то функционировал монастырь. Со временем мусульмане организовали на этом месте производство керамики.


Здесь был северный придел церкви; ступеньки (слева) ведут в молельную половину для мужчин

7 июля 1099 года на высоту поднялись крестоносцы и открылся им вид на цель похода, Иерусалим. Затем здесь было основано аббатство. Во время третьего крестового похода христианская армия доходила до монастыря, но в итоге он достался неприятелю. Наби Самуэль снова перешёл в руки франков в 1241 и был снова потерян три года спустя. Дальше инициативу перехватывают еврейские паломники.


На женской половине

Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена синагога. По преданию рабби Ицхак Лурия («святой Ари», каббалист из Цфата, XVI век) также признавал гробницу Шмуэля и гробницы его родителей.
Португальский паломник-христианин, побывавший в Иерусалиме в 1552 году, рассказывает о посещении гробницы Самуила: «Это место содержится за счет местных евреев. Раз в год они идут туда на восемь дней и зажигают свечи. Великий султан дал право каждому человеку жить там, и также дал евреям особые полномочия.


Своды


Слева - лестница на крышу


Подъем на крышу


Вид с лестницы


Так снаружи оформлялись своды здания


Рабби Гедалия из Семятича повествует в 1706 году: «Гробница Шмуэля-пророка и отца его Элкана, и матери его Ханы находится в пещере под землей и весьма красива… а здание из побеленных камней – очень большое. И каменный купол над ним, и в куполе есть окно для дневного освещения… и гробница Шмуэля-пророка – у южной стены… Гробница Ханы-пророчицы и Элканы в той комнате в пещере, что перед ней (гробницей Шмуэля).


На территории раскопок обнаружены водосборники и колодцы


"Им сверху видно всё...)

Арабы, живущие по соседству с гробницей, принимали участие в обслуживании паломников. Они предоставляли желающим верховых животных, в основном ослов, а в дни праздников устраивали базары и сами принимали участие и еврейских торжествах. В 1730-е годы правители Османской империи, построившие над могилой мечеть, запретили евреям посещать Наби Шмуэль. Арабский шейх Мустафа Асад Алькими, посетивший Святую Землю в 1730 году, описывает свое посещение могилы Шмуэля в деревне Рама: «И было это место в руках иудеев, они молились там и приносили дары: украшения, одежды и ковры. И клали их в пещеру, где гробница пророка, мир с ним. Затем эти вещи сжигали… До тех пор, пока не появился в Иерусалиме учитель наш и господин шейх Мухаммед Альхалили, отдавший приказы, которые принесли ему известность. Божественное провидение помогло ему с помощью священного письма султана вывести евреев оттуда, и он закрыл вход в пещеру, и построил над ней башню, и установил порядок молитв в мечети. Он окончательно запретил евреям входить сюда. И они приходили сюда в страхе, и оставались стоять снаружи мечети, но не могли войти внутрь. И Аллах воздал ему (шейху Мухаммеду Альхалили) по заслугам в милости и благости и определил ему место в раю за усердное служение и выполнение воли пророков». Шейх Мухаммед Альхалили был муфтием Иерусалима и умер в 1734 году. Вместе с грабительской конфискацией гробницы прекратилось проведение традиционных торжеств. Одиночные посетители вынуждены были платить арабскому сторожу за проход на территорию гробницы.
Беньямин Второй пишет в 1847 году: «Евреи приходят сюда молиться и платят по пиастру за это право». В XIX веке евреи купили здесь землю и пытались основать поселение, но не очень удачно. Во время первой мировой войны в этом месте велись бои между турками и англичанами, и в итоге, здание мечети было разрушено, но позже, в 1928, востановлено.


Во времена британского колониального правления (1918–1948 гг.) евреям было разрешено посещать могилу, а само захоронение было отреставрировано и перестроено. С 1948 по 1967 г. Наби Шмуэль находился под контролем Иордании и евреям вновь был закрыт путь к могиле пророка. После Шестидневной войны район Наби Шмуэль отошел к Израилю.

Сегодня могила пророка является одним из немногих мест в мире, где в одном здании мирно соседствуют мечеть и синагога. В Наби Шмуэль у мусульман и иудеев имеется по собственной могиле пророка – одна у входа, вторая в подвальном помещении. Какая из них истинная, известно лишь Всевышнему.


О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в XIX-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине.


Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина — невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале XIII века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы VIII-VII веками до новой эры, а самые поздние II-I веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.


Каменщики оставляли свои метки


Каменная резьба - предположительно, "лилия Шарона"


"Секрет" каменщиков" - резьба по диагонали. В таком случае камни можно было устанавливать как горизонтально, так и вертикально


Но в основном каменные блоки помещений не составлены из камней, а вырубались в скалах

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства — Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.


Здесь всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его»
(Шм. I, 28:3).

Источники:
http://hram-troicy.prihod.ru/
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A8%D0%BC%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%8F

Комментариев нет:

Отправить комментарий