понедельник, 28 сентября 2015 г.

Город Шивта на "Пути благовоний"



Город Шивта, всемирное наследие ЮНЕСКО — набатейский город в сердце пустыни — один из наиболее сохранившихся древних городов в западной части Негева

Набатеи – волшебники пустыни


Знаменитый караванный "Путь благовоний", по которому из южной части Аравийского полуострова в страны Средиземноморья, порты Александрии и Газы перевозили ароматические смолы и благовония, протянулся на 2000 километров.

Последний участок пути проходил через пустыню Негев, которая в те времена была во владении набатейского царства. Набатеи старались вести караваны по самым недоступным для римлян местам, максимально удаленным от границы империи, которая проходила от юга Мертвого моря через Беэр-Шеву до Рафиаха. Чтобы сохранить контроль над этим участком дороги, обеспечить ее безопасность и постоянное снабжение караванов водой и продовольствием, на всем отрезке пути были организованы постоялые дворы, с годами превратившиеся в города с общественными зданиями, колодцами, храмами.

Древние набатейские города – Халуза, Шивта, Мамшит (Мемфис), Авдат ( "Следы исчезнувшей цивилизации"), вместе с окрестными крепостями и сельскохозяйственными ландшафтами в пустыне Негев, свидетельствуют об уникальной цивилизации – функциональной организации общества. Это давало возможность для развития торговли, сельского хозяйства, ремесел, письменности, образования, религиозных культов, искусства.
Известно об этом пути было со времен царя Соломона:
"Царица Савская (правительница аравийского царства Шеба), услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце... И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону".
("Книга Царств" 3:10)


Существовала эта цивилизация относительно недолго, с III в. до н.э. по VIII – IX вв. Следы совершенных оросительных систем, руины городских сооружений, крепостей и караван-сараев показывают, каким образом суровая пустыня осваивалась людьми, вознамерившимися заниматься здесь торговлей и развивать сельское хозяйство.


Благодаря относительной отдалённости от других заселённых мест, строения Шивты не были разобраны на стройматериалы, и в результате она сохранилась лучше других древних городов в этом регионе.


Есть основания полагать, что Шивта выросла из набатейского постоялого двора, появившегося в I веке до н. э. в правление царя Харетата 4-го (9 год до н. э. — 40 год н. э.), упоминаемого Библией как Арета, тесть Ирода Антипы.


Поселение было основано на пересечении двух путей: из Ницаны в Авдат и из Ницаны в Халуцу, и основой его экономики являлись услуги путешественникам и купцам, двигавшимся по ним. В правление Рабаэля 2-го (70—106 гг. н. э.), когда набатеи стали развивать в Негеве сельское хозяйство, экономика Шивты стала опираться на виноградники и разведение лошадей.






Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города. Вся Шивта была двухэтажной. Подземные пещеры соединялись друг с другом и выходили за город.


Древние строители Шивты обнаружили превосходное знание траектории солнечных лучей летом и зимой, направления ветра и других климатических особенностей района. Они сооружали дома с аркадами, главные комнаты были обращены на юг. Подобная ориентация позволяет низкому зимнему солнцу проникать в комнаты и обеспечивать их теплом максимальное число часов. Аркады же заслоняют комнаты от высоко стоящего летнего солнца.

Расцвет Шивты приходится на римско-византийскую эпоху (II-VII вв.), когда Негев входил в систему обороны южных границ римской империи. А когда христианство стало государственной религией (с середины IV в.), в Шивте начинается строительство церквей.

Южная церковь





Южная церковь простояла 300 лет.
[gallery type="square" ids="160441,160440,160439"]




В апсидах еще сохранились остатки изображений, которые Лоуренсом и Вулли описывались как Преображение Христа.


К церкви были пристроены большой баптистерий (купель) с монолитной крестообразной купелью для крещения взрослых и маленький для крещения детей.


Одно из помещений Южной церкви возле баптистерия в ранний арабский период приспособили под мечеть, сделав нишу (михраб) в южной стене (направление на Мекку), к которой поворачиваются мусульмане во время молитв. Ученые считают, что первое время мечеть и церковь функционировали одновременно.

Площадь бассейнов


Водный канал






На первый взгляд, Шивту строили без всякого плана. И все же город был построен по определенному замыслу: все улицы сходились у огромного резервуара для сбора воды. Через них были проложены каменные каналы, по которым, благодаря такой планировке, дождевая вода стекала в этот резервуар.
Во время раскопок нашли глиняные таблички, на которых было написано, что жители города обязаны очищать бассейн от наносных пород.
В Шивте сохранилась уникальная система водоснабжения: дождевые воды, выпадавшие в окрестностях города, с помощью большой системы каналов собирались в в два бассейна в центральной части города (объёмом в 700 и 850 кв. м). Кроме того, вода с крыш домов собиралась в личные резервуары; частные колодцы находились в нишах внутри домов. По подсчётам учёных, эта система поставляла в среднем 10 л в день на человека.

Конюшня


Рядом с площадью бассейнов был раскопан большой частный дом площадью в 400 кв. м («бассейный дом») и другой жилой дом с останками лестничного пролёта и конюшен («конюшенный дом»). Эти дома были построены в поздний набатейский период и продолжали использоваться в византийский.






Здесь содержали знаменитых арабских скакунов

Северная церковь


Снимок Сергея Баландина
Северная церковь красивее и больше южной. Пол, стены, апсиды — все было отделано бело-серым привозным мрамором. Молельный зал вмещал гораздо больше людей, чем было жителей в городе. Видимо, в Шивту прибывало много паломников. Одна из церковных дверей выходила за пределы города, что позволяло многочисленным пилигримам заходить в церковь, минуя город. При церкви был монастырь с кельями.


Снимок Сергея Баландина
В северной церкви в специально огороженном месте стоит колонна. Одни ученые полагают, что она была построена как хранилище для святой воды, а другие - что на этой колонне 30 лет просидел монах Стихитэс, которому еду поднимали в корзине. В истории христианства известны случаи, когда монахи жили на столбах. Наличие в северной церкви большого баптистерия для взрослых служит доказательством ее ранней постройки.


Снимок Сергея Баландина
Сохранились остатки и еще одной церкви, которая была построена в VI в. между северной и южной. В ней еще нет помещений для святых мощей. Она сохранилась хуже других, потому что была построена из мягких меловых пород.

С приходом мусульман Шивта пришла в упадок. Из найденных в мечети надписей VIII - IX вв. следует, что к этому времени христиан в городе уже не было. Однако постепенно ушли и мусульмане. Город опустел, и от него остались лишь камни.

Дом экспедиции Кольта


В 1933-1935 годы в Шивте работала англо-американская экспедиция, возглавляемая Гаррисом Данскомбом Кольтом (1901-1973) (потомок Сэмюэля Кольта, изобретателя знаменитого пистолета).


Экспедиция успела раскопать несколько улиц, жилых домов и церквей.


Члены экспедиции Кольта построили дом.


На притолоке написано по-гречески: " В добрый час! Этот дом построил Кольт на свои средства и своими силами."


В этом доме они провели год.


Здесь здесь веет древностью


Сегодня в этом доме можно снимать комнаты.


Природные и археологические достопримечательности Западного Негева: Шивта, парк Голды Меер, холм Тмила, Холот Халуца, заповедник Холот Шунра — этот маршрут разработал для нас профессиональный гид Сергей Баландин, знаток истории, географии и ботаники Израиля. О себе Сергей говорит: "Экскурсовод по Израилю, "нештатный" философ, независимый исследователь "еврейского" вопроса".
Сергей Баландин - автор книг:

«Пятое Евангелие» - — описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями;

«Антиевангелие», или краткий путеводитель по несвятым местам и духовным задворкам израильской действительности.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Флора Израиля - здесь представлены фотографии и названия (на латыни, русском и иврите) различных растений, снятых Сергеем Баландиным в Израиле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий